Содержание Предыдущий § Следующий
3-6. КОНСТРУКЦИЯ ОБМОТОК
Приведенные выше правила дают возможность не только разобраться в схеме старой, подлежащей ремонту обмотки, но и составить новую схему.
Для лучшего их усвоения следует детально рассмотреть типичные схемы обмоток, приводимые на рис. 3-5— 3-15, проверив шаги катушек, расстояние между группами катушек и т. д.
По конструктивному выполнению различают следующие типы обмоток:
Однослойные обмотки с расположением катушек одна внутри другой («концентрическое» расположение).
Лобовые части катушек могут располагаться в двух (рис. 3-5) и трех плоскостях. При двухплоскостном расположении катушки делятся на нижние («изогнутые») и верхние («прямые»). Двухплоскостное расположение имеет место при одинарном числе групп по рис. 3-1,6. Трехплоскостное расположение имеет место при двойном числе групп по рис. 3-1,в. С точки зрения ремонта
Рис. 3-5. Схема катушечной (концентрической) однослойной обмотки.
двухплоскостное расположение более удобно, так как для замены нижней катушки при трехплоскостном расположении надо предварительно размотать большее число катушек.
Однослойная обмотка с одинаковыми группами катушек— «цепная» — показана на рис. 3-6.
Однослойная обмотка с катушками одинакового размера и формы изображена на рис. 3-7. Обмотка имеет диаметральный шаг.
Двухслойная обмотка состоит из секций, заложенных одной стороной в верхнюю половину, а другой стороной— в нижнюю половину пазов, расположенных по шагу секций. Обмотка с диаметральным шагом секций изображена на рис. 3-8, из которого видно, что в каждом пазу лежат проводники, принадлежащие только одной фазе. Если обмотка имеет укороченный шаг секций, то нижний слой секционных сторон как бы сдвигается
Рис. 3-6. Схема „цепной" однослойной обмотки.
относительно верхнего (рис. 3-9) и в части пазов оказываются проводники (секционные стороны), принадлежащие разным фазам. Все секции обмотки одинаковы,
Рис. 3-7. Схема однослойной обмотки с одинаковыми катушками.
что -представляет значительные удобства при ремонте и изготовлении.
Двухслойная волновая обмотка (шинная, стержневая) широко применяется для роторов асинхронных двигателей.
Рис. 3-8. Схема двухслойной обмотки.
Особенностью обмотки является малое число проводников в пазу (два проводника-стержня). Обмотка состоит из волн с диаметральным шагом секций (рис. 3-10).
Рис. 3-9. Схема двухслойной обмотки с укороченным шагом.
Если ротор имеет q пазов на фазу, то получаются две группы на фазу из q рядом лежащих волн каждая. Две группы имеют место потому, что обмотка двухслойная
и каждая группа при своем обходе вокруг ротора занимает только половину стержней в пазах. Так как при диаметральном шаге каждая волна может замкнуться на себя, то для перехода от одной волны к рядом лежащей (для последовательного их включения) в одном месте делается измененный (удлиненный или укороченный) шаг. Для последовательного соединения двух групп
Рис. 3-10. Схема стержневой обмотки ротора, /—соединительная дуга.
волн делается специальное соединение, так называемая соединительная дуга (называется также «переходная скоба»).
На каждую фазу обмотки приходится одно такое соединение. Две группы волн могут быть соединены и параллельно. В этом случае соединительная дуга не имеет места. Выводные концы двух групп соединяются шинами. Соединение между стержнями делается с помощью хомутиков, припаянных к головкам стержней, которым придается соответствующий выгиб в лобовой части. Таким путем обеспечивается нормальный и удлиненный (или укороченный) шаг. Достоинством обмотки Является большая механическая прочность, недостатком — большое количество паек.
Наличие соединительных дуг усложняет выполнение обмотки. Разработаны и применяются роторные стержневые обмотки без соединительных дуг. Последовательное включение волн достигается в этих обмотках с по-
мощью трех переходных стержней (по одному на фазу), заполняющих три паза и переходящих из нижнего слоя паза в верхний.
Содержание Предыдущий § Следующий
|