назад | ОГЛАВЛЕНИЕ | вперед
2.6. Динамические нагрузки электропривода
Правые части полученных выше уравнений движения электропривода
представляют собой моменты инерции действующих сил в системе. В теории
электропривода эти силы и моменты принято называть динамическими:
(2.37)
Уравнение движения приведённого жёсткого механического звена определяет
суммарную динамическую нагрузку электропривода:
(2.38)
Нагрузки механического оборудования определяют его износ; причём
наиболее неблагоприятно влияние нагрузок, содержащих знакопеременную
составляющую. Поэтому ограничение максимальных нагрузок и уменьшение
динамических колебательных нагрузок, обусловленных упругими связями,
обеспечивает повышение надёжности и долговечности.
Динамические
нагрузки в реальных установках в значительной мере возрастают из-за ударов,
возникающих при выборе зазоров в передачах и сочленениях рабочего оборудования.
С учётом кинематических зазоров двухмассовая схема
механической части имеет вид:
a) б)
в)
Рис.
2.20. К анализу динамических нагрузок механической части с учетом зазоров в
передачах ((а) – расчетная двухмассовая схема
механической части с учетом кинематических зазоров; (б) – зависимость момента
упругого взаимодействия между движущимися массами системы от угла поворота с
учетом кинематических зазоров; (в) – структурная схема механической части
электропривода с учетом механических зазоров).
Уравнения движения для этой системы имеют вид:
Из структурной
схемы и уравнений движения видно, что при разомкнутом зазоре массы движутся
независимо. Так как при этом М12=0,
то при М=М1=const уравнения примут вид:
Как следствие,
к моменту соударения масс скорости ω1
и ω2 могут существенно отличаться.
Так, при реактивном на первом этапе пуска (М12=0)
скорость ω2=0, а скорость ω1 быстро увеличивается, т.к. К моменту окончания выбора зазоров она успевает вырасти до
значения:
где
- ускорение при выборе зазоров.
При реактивном
характере момента после выбора зазора скорость будет оставаться равной нулю до тех пор, пока момент М12 возрастая, не превысит
значения . За время нарастания момента M12 до скорость ω1
дополнительно увеличится до значения , которое, в конечном счёте, и определит динамическую
нагрузку передач после трогания второй массы.
Из физических
соображений можно заключить, что накопленная за время выбора зазора первой
массы кинетическая энергия должна при ударе
реализоваться в дополнительных нагрузках передач. Для количественного анализа
получим зависимость М12=f(t) для третьего этапа процесса,
когда
На третьем
этапе уравнения движения можно представить в виде:
Умножим первое уравнение на , а второе на , а затем вычтем из первого
уравнения второе. Тогда, с учетом третьего выражения, правая часть становится
равной и после преобразований можно записать
где
С учётом
проведённого анализа предыдущих этапов выбора зазоров решение полученного
уравнения следует искать при следующих начальных условиях (t=0):
Общее решение
уравнения с учётом определяемого правой частью частного решения и корней запишем в виде:
.
Для
определения коэффициентов и используем начальные условия:
.
Следовательно,
.
где
.
После
преобразований получим:
(2.39)
где
(2.40)
В соответствии
с полученным выражением максимум нагрузки передач в рассматриваемом переходном
процессе определяется соотношением:
(2.41)
Таким образом,
динамические нагрузки, обусловленные упругими колебаниями, существенно
увеличивают нагрузки передач. При отсутствии колебательной составляющей в
выражении для М12 момент
нагрузки передач в процессе пуска равен . За счёт упругих колебаний в соответствии с выражением для
(2.40) нагрузка возрастает; её превышение над средней нагрузкой называется
динамическим коэффициентом:
(2.42)
При
пуске с предварительно выбранными зазорами и выполнении равенства (и ) динамический коэффициент Кдин=2, т.е. упругие колебания вдвое увеличивают рабочие
нагрузки передач:
Рис.
2.21. Динамические нагрузки передач при пуске электропривода с
и .
При наличии
зазоров (т.е.
) максимум нагрузок возрастает и может достигнуть опасных для
механической прочности передач значений. Если в формуле (2.42) для
,
выполнить преобразования:
и учесть, что
то выражение (2.42) для
динамического коэффициента можно записать в виде:
Нетрудно
видеть, что динамические коэффициенты, обусловленные упругими ударами, при
выборе зазоров тем больше, чем больше момент инерции ротора двигателя и жестко
с ним связанных элементов
и чем больше жесткость
механической связи.
При условии,
что
упругость передачи
является фактором, снижающим динамические нагрузки. В этом можно убедиться,
подставив в последнее выражение значение С12=∞
- ему соответствуют бесконечно большие динамические коэффициенты. Однако при
реальных конечных значениях С12
удары при выборе зазоров могут создавать недопустимые нагрузки или существенно
увеличивать износ механического оборудования. В этих случаях при проектировании
электропривода предусматриваются законы управления, обеспечивающие повышение
плавности выбора зазоров и снижение ударных нагрузок до допустимых значений
путём ограничения достигаемой при выборе зазоров скорости
.
Динамические
колебательные процессы в среднем не влияют на длительность переходных процессов
пуска, реверса и торможения электропривода. Однако они во многих случаях
отрицательно сказываются на условиях выполнения технологических операций,
особенно на точности работы установки. Возникающие колебания практически всегда
увеличивают динамические нагрузки и ускоряют его износ, т.е. являются одним из
факторов, определяющих надёжность, долговечность и производительность машин.
Динамический
коэффициент является важной характеристикой условий работы механического
оборудования, а его значения определяются, главным образом, динамическими
свойствами электропривода. При проектировании и наладке электроприводов задача
уменьшения динамического коэффициента до значений, близких к единице, имеет
большое значение. Для многих механизмов она определяет выбор структуры,
настроек и параметров электропривода и при успешном решении обеспечивает
увеличение срока службы механического оборудования.
назад | ОГЛАВЛЕНИЕ | вперед
|