назад | оглавление | вперед
2.2.1.1 Выбор уравнения электромагнитного момента АД и системы координат
Для построения систем векторного управления АД могут быть использованы любые
пары векторов, с помощью которых можно представить электромагнитный момент обобщенной
электрической машины. Однако от выбора векторов в значительной мере зависит
степень сложности системы. Желательно, чтобы величины, представленные векторами
в уравнении момента были наблюдаемы, т.е. чтобы их можно было непосредственно
измерить и воздействовать на них при управлении моментом. У короткозамкнутого
АД есть только две такие величины – это напряжение и ток статора, и только одна
из них, а именно ток статора, может входить в уравнение момента. Тогда другой
величиной может быть только ток ротора или какое-либо потокосцепление. Ток
ротора принципиально ненаблюдаем, а устройства его идентификации по наблюдаемым
параметрам сложны и ненадежны. Поэтому для выбора остаются три потокосцепления:
статора, ротора и основное, т.е. магнитный поток в зазоре АД. Потокосцепление
статора и рабочий поток АД можно непосредственно измерить и использовать этот
сигнал в системе управления, что часто и делается при создании приводов
высокого качества. В массовых же изделиях разработчики стараются использовать
сигналы, доступные без установки датчиков, т.е. все те же ток и напряжение
статора, по мгновенным значениям которых можно вычислить, например,
потокосцепление статора как . Однако при выборе потокосцепления статора
или основного потокосцепления передаточные функции системы управления
получаются довольно сложными и мало подходящими для практического
использования.
Простейший вид имеют уравнения электромагнитных процессов в АД в случае
представления их через вектор потокосцепления ротора . То
обстоятельство, что невозможно измерить не является
препятствием для выбора, т.к. магнитный поток ротора легко вычисляется по
потоку статора или по рабочему потоку. Поэтому в дальнейшем мы ограничимся
рассмотрением наиболее распространенных систем, использующих для регулирования
электромагнитного момента ток статора и потокосцепление ротора и
соответствующее уравнение момента.
Поскольку форма уравнений потокосцеплений инвариантна к выбору системы
координат, то в произвольной системе уравнение момента будет иметь вид
(1)
Векторы и вращаются в пространстве с
угловой частотой . Поэтому если для описания процессов
выбрать неподвижную систему координат или систему координат, вращающуюся
синхронно с ротором АД, то проекции векторов будут синусоидальными функциями
времени и регулирование таких величин будет сложной технической задачей. В
случае же выбора системы координат вращающейся в пространстве с синхронной
частотой , проекции векторов будут постоянными
величинами, и управление ими будет не сложнее, чем управление токами якоря и
возбуждения машины постоянного тока.
Задачу управления можно еще более упростить, если совместить какую-либо ось
системы координат с одним из двух векторов. Тогда проекция опорного вектора на
эту ось будет равна его модулю, а другая проекция будет равна нулю. При этом в
уравнении электромагнитного момента (1) исчезнет соответствующее слагаемое в
правой части.
Таким образом, если для управления электромагнитным моментом АД выбрать
векторы потокосцепления ротора и тока статора и синхронную систему координат ,
совместив ось с вектором , то уравнение (1)
примет вид
, (2)
который в принципе ничем не отличается от соответствующего выражения для
машины постоянного тока и основной задачей системы управления будет
идентификация проекций и . Если при этом построить
управление так, чтобы потокосцепление ротора сохранялось во всех режимах
постоянным, то регулирование момента АД будет осуществляться изменением
поперечной составляющей тока статора , выполняющей в такой системе функцию
тока якоря.
Следует заметить, что в
ориентированной по магнитному полю системе координат не только исключается
влияние продольной составляющей тока статора на векторное произведение,
т.е. на электромагнитный момент АД, но с помощью этой проекции становится
возможным управлять магнитным потоком. Это объясняется с тем, что ток статора в
короткозамкнутом АД определяет все процессы в машине и если одна из его
компонент не влияет на момент, то она тем или иным способом должна быть связана
с магнитным потоком. В то же время, система координат ортогональна,
поэтому изменение одной из проекций тока никоим образом не влияет на другую, и
управление моментом и потоком может производиться независимо.
Таким образом, принцип
трансвекторного управления заключается в раздельном управлении магнитным
потоком и моментом АД с помощью независимых составляющих тока статора,
соответствующих проекциям вектора тока на оси системы координат,
ориентированной по направлению вектора магнитного потока.
Это определение полностью
подходит и для ДПТ, если токи возбуждения и якоря объединить в вектор,
представленный в системе координат, ориентированной по оси главных полюсов.
Отличие АД от ДПТ заключается только в том, что в АД система координат
вращается вместе с потоком, а в ДПТ она неподвижна. Реальные же токи статора АД
протекают в неподвижных обмотках и соответствуют проекциям вектора тока на
неподвижную систему фазных осей координат. Поэтому при трансвекторном
управлении АД необходимы координатные преобразования.
В неподвижной системе
координат продольная и поперечная составляющие определяют амплитуду и фазу тока
статора АД по отношению к магнитному потоку совершенно аналогично тому, как
активная и реактивная составляющие определяют эти параметры по отношению к
напряжению. Если задать значение продольной составляющей , соответствующим
требуемому магнитному потоку, а поперечной – требуемому моменту на
валу, то тем самым будет определен вектор тока статора в синхронной системе
координат. После этого, в соответствии с выражениями (1.7), можно преобразовать
синхронную систему координат в неподвижную и разложить вектор
тока на фазные проекции, в результате чего образуются синусоидальные сигналы,
соответствующие фазным токам которые нужно сформировать в обмотках статора,
чтобы получить заданный электромагнитный момент.
Преобразование системы
координат невозможно без информации о пространственном положении опорного
вектора в
каждый момент времени. Эту информацию можно получить непосредственным
измерением магнитного потока статора или рабочего потока с помощью датчиков, а
затем вычислить , или вычислить его по мгновенным
значениям фазных напряжений и токов статора.
Трансвекторное управление реализуется техническими устройствами с различными
функциями и алгоритмами, но суть его при этом остается неизменной и в
дальнейшем мы рассмотрим несколько таких вариантов.
назад | оглавление | вперед
|