Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
4-1. Общие сведения
Генераторы переменного тока, работающие на электрических станциях, в большинстве случаев являются синхронными машинами. Эти машины применяются также в качестве двигателей. Наибольшее распространение получили трехфазные генераторы и двигатели.
Синхронная машина в обычном исполнении состоит из неподвижной части — статора, в пазах которого помещается трехфазная обмотка, и вращающейся части — ротора — с электромагнитами, к обмотке которых подводится постоянный ток при помощи контактных колец и наложенных на них щеток (рис. 4-1).
Статор синхронной машины ничем не отличается от статора асинхронной машины. Ротор ее выполняется или явнополюсным (с выступающими полюсами, рис. 4-1), или не явно-полюсным (цилиндрический ротор, рис. 4-2).
В зависимости от рода первичного двигателя, которым приводится во вращение синхронный генератор, применяются названия: паротурбинный генератор или сокращенно турбогенератор (первичный двигатель — паровая турбина), гидротурбинный генератор или сокращенно гидрогенератор (первичный двигатель — гидравлическая турбина) и дизель-генератор
(первичный двигатель — дизель).
Турбогенераторы — быстроходные неявнополюсные машины (рис. 4-2), выполняемые в настоящее время, как правило, с двумя полюсами. Турбогенератор вместе с паровой турбиной, с которой он механически соединяется называется турбоагрегатом (рис. 4-3).
Гидрогенераторы — в обычных случаях тихоходные явнополюсные машины (рис. 4-1), выполняемые с большим числом полюсов и с вертикальным валом (рис. 4-4).
Дизель-генераторы представляют собой в большинстве случаев машины с горизонтальным валом.
Синхронные машины небольшой мощности иногда выполняются с неподвижными электромагнитами, помещенными на статоре, и обмоткой переменного тока, заложенной в пазы ротора, изготовленного из листовой-электротехнической стали; в этом случае обмотка переменного тока соединяется с внешней цепью через контактные кольца и щетки (рис. 4-5).
Ту часть синхронной машины, в обмотке которой наводится э. д. с, принято называть якорем. Электромагниты (полюсы) вместе с замыкающим их ярмом образуют полюсную систему; ее иногда называют индуктором.
В синхронных машинах обычной конструкции статор служит якорем, ротор — полюсной системой.
Основные преимущества конструкции с вращающимися полюсами заключаются в том, что здесь возможно осуществить более надежную изоляцию обмотки неподвижного якоря, более просто, без скользящих контактов соединить ее с сетью переменного тока. Указанные преимущества особенно
Рис. 4-1. Явнополюсная синхронная машина (2р=8).
Рис. 4-2. Неявнополюсная синхронная машина (2p=2).
Рис. 4-3. Общий вид турбоагрегата. 1 — турбогенератор; 2 — паровая турбина; 3 — возбудитель.
Рис. 4-4. Общий вид гидроагрегата.
Рис. 4-5. Синхронная машина с неподвижными электромагнитами.
существенны для синхронных машин на большие мощности и высокие напряжения.
Устройство скользящих контактов для подвода постоянного тока в обмотке электромагнитов, называемой обмоткой возбуждения, не представляет затруднений, так как мощность, подводимая к этой обмотке, составляет небольшую долю [(0,3— 2) %] номинальной мощности машины.
Кроме того, нужно отметить, что в современных мощных турбогенераторах, работающих со скоростью вращения 3000 об/мин, окружная скорость ротора достигает 180—185 м/сек; при такой скорости не представлялось бы возможным выполнить вращающийся якорь, собранный из тонких листов, механически достаточно прочным.
Ротор современного турбогенератора выполняется из цельной стальной поковки (рис. 4-6), причем берется сталь весьма высокого качества. Катушки обмотки возбуждения закладываются в пазы, выфрезерованные на внешней поверхности ротора, и закрепляются в пазах прочными металлическими клиньями. Лобовые части обмотки возбуждения закрываются
Рис. 4-6. Общий вид неявнополюсного ротора турбогенератора По бокам ротора расположены вентиляторы.
машин обычно на мощности от 100 квт и выше и на самые различные скорости вращения. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с асинхронными двигателями, особенно при большой мощности и низкой скорости вращения, так как могут работать с cosφ=l или с опережающим током, улучшая в последнем случае cosφ всей электроустановки.
Наряду с синхронными генераторами и двигателями применяются также синхронные компенсаторы. Они представляют собой синхронные двигатели, работающие вхолостую (без нагрузки на валу) и позволяющие в широких пределах изменять потребляемый ими реактивный ток. Последнее достигается, как будет показано, путем изменения тока возбуждения
синхронных компенсаторов, которые в большинстве случаев работают, потребляя опережающий реактивный ток, т. е. как конденсаторы. Они служат для компенсации сдвига фаз тока и напряжения (для улучшения cosφ) или для регулирования напряжения, например в конце линии электропередачи.
Режим работы синхронной машины, для которого она предназначена, характеризуется указанными на ее щитке номинальными величинами. На щитке синхронной машины указываются: 1) для какого режима работы машина предназначается (генератор, двигатель или компенсатор); 2) мощность (для генератора — кажущаяся мощность в вольт-амперах или
киловольт-амперах, а также — активная мощность в ваттах или киловаттах; для двигателя — мощность на валу в ваттах или киловаттах; для компенсатора — реактивная мощность при опережающем токе в вольт-амперах или киловольт-амперах); 3) линейный ток в амперах; 4) линейное напряжение в вольтах или киловольтах; 5) cosφ; 6) число фаз; 7) соединение обмотки статора (звезда или
треугольник) ; 8) частота в герцах; 9) скорость вращения в оборотах в минуту; 10) напряжение возбуждения; 11) наибольший допустимый ток возбуждения в амперах (за номинальный ток возбуждения принимается ток, соответствующий номинальному режиму работы).
Следует отметить, что если для трансформатора допустимая нагрузка вполне определяется кажущейся мощностью в киловольт-амперах, то для синхронного генератора отдаваемая им мощность в киловольт-амперах не вполне определяет его допустимую нагрузку. Необходимо указать также допустимый cosφ нагрузки генератора при отстающем токе. Последнее
объясняется тем, что при работе генератора с отстающим током размагничивающее действие этого тока на основное поле будет тем больше, чем ниже cosφ, а потому, чем ниже cosφ, тем больший ток возбуждения требуется для поддержания на зажимах генератора номинального напряжения.
Мы вначале будем рассматривать работу синхронной машины в режиме генератора. При этом будем иметь в виду, что синхронная машина (как любая другая электрическая машина) обратима и что основные электромагнитные процессы в ней одинаковы независимо от того, работает ли она в режиме генератора или двигателя.
Различие между тем и другим режимами заключается в том, что в генераторе сдвиг между э. д. с. обмотки якоря и ее током меньше 90°, а в двигателе тот же сдвиг больше 90°. Вследствие этого электромагнитный момент, действующий на ротор, в генераторе направлен против вращения, а в двигателе в сторону вращения.
Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
|