Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
3-33. Современные асинхронные машины
Конструкции и характеристики асинхронных двигателей, выпускаемых заводами Советского Союза, вполне определяют современное состояние электромашиностроения в данной области.
Ранее отмечалось, что асинхронные двигатели являются наиболее распространенными электрическими машинами. В СССР годовой выпуск таких машин по мощности составляет около 15 млн. квт и в 1965 г. должен составить около 35 млн. квт. Поэтому их проектированию и изготовлению всегда уделялось и уделяется большое внимание. Массовое
изготовление машин требует особенно тщательной разработки их конструкции и технологических методов производства. Большое значение при этом получают вопросы унификации и нормализации деталей и целых конструктивных узлов, их взаимозаменяемости. В связи с этим целесообразно создание серий машин, т. е. рядов машин возрастающей мощности, объединенных общностью конструкции и
технологических методов производства и предназначенных для массового изготовления.
Задача проектирования и изготовления серий электрических машин может быть правильно разрешена только в условиях планового социалистического хозяйства. Только при таких условиях возможно создание единых серий электрических машин для всех отечественных заводов, изготовление которых дает большие экономические выгоды и вместе с тем'
обеспечивает их высокие эксплуатационные свойства.
Единые серии асинхронных двигателей, изготовляемых на заводах Советского Союза, охватывают мощности от долей ватта до нескольких тысяч киловатт и различные скорости вращения. Они строятся на номинальные напряжения 127, 220, 380, 500, 660, 3 000, 6 000 и 10 000 в.
Рис. 3-123. Двигатель серии А с фланцем для крепления.
Основной серией трехфазных асинхронных двигателей массового применения является серия А *. В нее входят двигатели мощностью от 0,6 до 125 квт. На базе серии А разработаны различные модификации: двигатели с повышенным пусковым моментом, с повышенной способностью к перегрузке по моменту, с повышенным скольжением, с контактными
кольцами и др. На рис. 3-123 представлен двигатель серии А. Все двигатели этой, серии выполняются с короткозамкнутой алюминиевой клеткой на роторе. Общепринятой конструкцией для них является защищенная конструкция, при которой исключается попадание в машину капель воды, падающих сверху или под углом 45° к горизонтали. Двигатели серии А имеют корпус и подшипниковые щиты,
выполненные из чугуна или при малых мощностях из алюминиевого сплава. В последнем случае они обозначаются как серия АЛ.
На рис. 3-124 представлен двигатель серии АО. Двигатели этой серии имеют закрытую конструкцию с обдувом внешней ребристой поверхности корпуса статора, который осуществляется при помощи вентилятора. Последний помещен на валу двигателя между внутренним щитом, закрывающим ротор двигателя, и внешним щитом с отверстиями для прохода воздуха.
Малые двигатели закрытой кон-
* Выбор обозначения для серии машин (в данном случае А) совершенно произволен. Так, например, серии асинхронных машин небольшой мощности, выпускавшихся заводами Советского Союза примерно до 1950 г., имели обозначения АД, МА и др.
Рис. 3-124. Двигатель серии АО.
струкции с обдувом внешней поверхности корпуса статора делаются также с корпусом статора и щитами из алюминия. Они входят в серию АОЛ. Заводами выпускаются также двигатели серии АК — двигатели с контактными кольцами мощностью до 125 квт (рис. 3-125).
В настоящее время заводы Советского Союза начинают выпускать двигатели мощностью от 0,4 до 125 квт новых серий, которые обозначены А2 и А02. Эти двигатели по сравнению с двигателями серий А и АО легче по несу, имеют изоляцию статорных обмоток более высоких классов.
Двигатели большой мощности (от 140 до 1 250 квт) с фазным ротором (с контактными кольцами) объединены в серию ФАМСО. Они изготовляются для эксплуатации в угольной и нефтяной промышленности, для нужд электростанций и других областей народного хозяйства. Эти двигатели имеют защищенную конструкцию с самовентиляцией, как и большинство
асинхронных двигателей. Подвод воздуха здесь осуществляется через отверстия, расположенные в нижних частях подшипниковых щитов, выход воздуха — через боковые закрытые жалюзи отверстия с обеих сторон корпуса статора.
На те же мощности строятся корот-козамкнутые двигатели с двойной клеткой или бутылочными пазами на роторе, объединенные в серию ДАМСО (рис. 3-126), а также с глубокими пазами на роторе серии ГАМ. Они находят себе применение в тех же случаях, что и двигатели ФАМСО. Двигатели предназначены для работы в тяжелых условиях: прямой пуск при
полном
напряжении, реверсирование, торможение (на рис. 3-127 представлен продольный разрез одного из современных двигателей с контактными кольцами).
В СССР разработаны также двигатели на мощности от 125 до 1000 квт, которые объединены в новые серии А и АК. Многие типы этих двигателей уже выпускаются заводами взамен двигателей ДАМСО, ГАМ и ФАМСО.
Отечественными заводами выпускаются тихоходные двигатели большой мощности (на тысячи киловатт) для нужд угольной, металлургической и других отраслей промышленности, а также быстроходные двигатели при синхронной скорости вращения 3000, 1500 об/мин на мощности в несколько тысяч киловатт, которые предназначаются для мощных
вентиляторов.
Большое количество асинхронных двигателей особой конструкции выпускается для текстильной, деревообрабатывающей и станкостроительной промышленности. Они часто имеют специальные характеристики: большой начальный пусковой момент, повышенную способность к перегрузке по моменту, повышенное скольжение.
В последние годы созданы отдельные типы небольших двигателей на очень большие скорости вращения. Такие двигатели получают питание от высокочастотных генераторов переменного тока. Статор их выполняется с обычной трехфазной обмоткой, ротор — в виде цельного стального цилиндра, причем для него берется сталь весьма высокого качества, так как
даже при малом диаметре ротора его окружная скорость достигает 200—
Рис. 3-125. Двигатель серии АК (справа виден кожух, закрывающий контактные кольца)
Рис. 3-126. Короткозамкнутый двигатель с двойной клеткой на роторе серии ДАМСО
Рис. 3-127. Трехфазный асинхронный двигатель с контактными кольцами.
250 м/сек. Вращающий момент двигателя создается в результате взаимодействия вращающегося поля и токов, наведенных им в стали ротора. Эти токи вытесняются к внешней поверхности ротора и протекают в тонком поверхностном слое его, вследствие чего индуктивное сопротивление рассеяния контуров токов ротора имеет малое
значение. Вытеснение токов обусловлено их большой частотой: например, при f = 2000 гц и s = 0,08 получим: f2 = sf1 = 160 гц. При f1 = 2000 гц и s = 0,08 двухполюсный двигатель будет вращаться со скоростью 110400 об/мин. Указанные двигатели применяются при тонкой шлифовке
металлических изделий и для других целей.
Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
|