Разработка и производство сервоприводов,
бесколлекторных и вентильных двигателей, движитель (трастер) для телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА, ROV)

Адрес: Москва, ул.Большая Переяславская, д.9+7(985)928-61-99
Литье пластика на заказ
ДОКУМЕНТАЦИЯ

Содержание  Главная (библиотека)
Предыдущий § Следущий


3-16. Параметры асинхронной машины

Параметры рассмотренных схем замещения являются в то же время параметрами асинхронной машины. Они могут быть определены расчетным или опытным путем.

При определении их расчетным путем нужно иметь геометрические размеры машины (наружный и внутренний диаметры статора, то же для ротора, длину воздушного зазора δ между статором и ротором, их длины по оси, а также размеры пазов и зубцов статора и ротора) и ее обмоточные данные (числа витков, их средние длины, сечения проводников и шаги обмоток, числа пазов). Мы будем здесь рассматривать только основные методы расчета параметров, имея в виду установить их связь с геометрическими размерами машины и ее электромагнитными нагрузками.

Под последними понимаются индукции в отдельных участках магнитной цепи машины, линейная нагрузка (условная величина), равная

part3_2-12.jpg

Реактивная составляющая Iср, которая может быть названа намагничивающим током, практически равна реактивной составляющей I тока холостого хода. Для ее определения нужно произвести расчет магнитной цепи машины, т. е. рассчитать н. с. F0', могущую создать поток Ф, необходимый для наведения э. д. с. E1≈0,97U.

Поток Ф находим по (3-77). По потоку Ф, зная сечения зубцов и ярм статора и ротора, определяем индукции в соответствующих участках магнитной цепи. Затем, пользуясь кривыми намагничивания для стали, из которой выполняется статор и ротор, находим для рассчитанных индукций напряженности поля и, умножая их на длины участков, находим магнитные напряжения этих участков.

Наибольшее магнитное напряжение приходится на воздушный зазор, максимальная индукция в котором

part3_2-13.jpg
part3_2-14.jpg

зазора вследствие наличия пазов на статоре и роторе: его значение kδ=l,l÷l,5 (при открытых пазах оно больше, чем при полузакрытых).

Магнитные напряжения стальных участков магнитной цепи при обычных насыщениях составляют в сумме примерно (0,2—0,5) Fδ Следовательно, мы можем написать:

part3_2-15.jpg

Уравнение (3-149) показывает, что относительное значение тока I0p зависит главным образом

от δ/τ, так как Bδ /A для нормальных машин

колеблется в сравнительно небольших пределах.

При рассмотрении круговой диаграммы асинхрнной машины (§ 3-17) мы увидим, что cosφ1 двигателя зависит в основном от тока I, Поэтому для улучшения cosφ1 воздушный зазор δ выбирается по возможности небольшим; при этом приходится считаться с необходимостью получить механически надежную машину, изготовление и установка которой не вызывают больших затруднений. Значения δ для нормальных машин приведены в табл. 3-4.

Для тихоходных машин (при большом

числе полюсов) величина δ/τ [см. (3-149)] больше, чем для быстроходных (при малом числе полюсов). Этим и объясняется то, что тихоход-

part3_2-16.jpg

При определении тока холостого хода I0 нужно учесть еще его активную составляющую, соответствующую механическим потерям Рмеx (на трение вращающихся частей о воздух, в подшипниках и щеток о контактные кольца, если они имеются), а также пульсационным и поверхностным потерям в зубцах ротора и статора Рс.д (при прохождении зубцов ротора под зубцами статора поле в них пульсирует с большой частотой, то же мы имеем для зубцов статора; кроме того, в сравнительно неглубоких поверхностных слоях зубцов ротора и статора получается неравномерное распределение поля из-за наличия пазов на противоположной части, из


part3_2-17.jpg

Рис. 3-50. Беличья клетка и эквивалентная ей обмотка.

меняющееся при вращении ротора). Указанные потери покрываются за счет механической мощности, развиваемой ротором.

Таким образом, активная составляющая тока холостого хода

part3_2-18.jpg

б) Активные сопротивления обмоток. Сопротивление постоянному току фазы обмотки статора или фазного ротора рассчитывается по формуле

part3_2-19.jpg

Активное сопротивление r2 обмотки фазного ротора при нормальных режимах работы двигателя (при s<5÷10%) может быть принято равным сопротивлению постоянному току. При больших скольжениях для двигателей, имеющих на роторе двухслойную стержневую обмотку (при глубине паза примерно свыше 2 см), r2 заметно возрастает.

Покажем, как рассчитывается сопротивление r2 короткозамкнутой

обмотки, выполненной в виде беличьей клетки. Такую клетку можно рассматривать как многофазную обмотку, имеющую число фаз m2, равное числу пазов ротора Z2, причем здесь в каждую фазу входит один стержень. На рис. 3-50,а схематически изображена обмотка в виде клетки. Здесь показаны токи в стержнях и частях короткозамыкающего кольца, лежащих между серединами соседних стержней. Эти части следует считать за сопротивления, соединенные многоугольником. Поэтому токи в стержнях i1, i2, i3,... должны рассматриваться как линейные, а токи в частях кольца i12, i23, i34,.. как фазные. В соответствии с этим на рис. 3-51 построена векторная диаграмма токов в соседних частях кольца Iк и в стержне Iс. Сдвиг по фазе токов в соседних стержнях и частях кольца равен:

part3_2-20.jpg

Для расчета заменим сопротивления частей кольца, соединенные многоугольником, сопротивлениями, соединенными звездой, после чего получим эквивалентную обмотку, показанную на рис. 3-50,б. Сопротивление фазы r2 такой обмотки принимается за сопротивление фазы беличьей клетки. Оно определяется из равенства

part3_2-21.jpg

Рис. 3-51. Векторная диаграмма токов в стержне Iс и соседних частях кольца.


part3_2-22.jpg

также при малых скольжениях (s<5÷7°/0)r2 может быть принято равным сопротивлению постоянному току. При больших скольжениях оно заметно возрастает, особенно при глубоких пазах на роторе (§ 3-19,в).

В обычных случаях значение r'2 близко к значению r1

в) Индуктивные сопротивления рассеяния обмоток. Определение пото-косцеплений рассеяния, а следовательно, и индуктивных сопротивлений рассеяния х1 и х2 представляет собой сложную задачу, точное решение которой не представляется возможным. Поэтому при практических расчетах довольствуются приближенными методами, достаточная точность которых подтверждается опытом.

Индуктивное сопротивление может быть представлено в следующем виде:

part3_2-23.jpg

Индукционные линии поля рассеяния, например. статора, условно делят на три группы: в соответствии с этим различают три вида рассеяния: пазовое, дифференциальное и лобовых частей обмотки. Если ввести коэффициенты проводимости - пазового рассеяния λП, дифференциального рассеяния λ и рассеяния лобовых частей λл, отнесенные к единице длины статора или ротора l, то выражение (3-165) после ряда преобразований примет следующий вид:

part3_2-24.jpg

метрических размеров паза. Его определяют по потокосцеплению индукционных линий, проходящих поперек паза, с проводниками, лежащими в пазу (рис. 3-52). При этом пренебрегают магнитным сопротивлением индукционных трубок пазового поля рассеяния вне паза и считают, что сопротивление для них определяется только расстояниями между стенками паза в той части, где лежат проводники, и в. части паза над проводниками. Очевидно, что это сопротивление будет тем меньше, чем больше глубина паза (h1 + h2 + h3 + h4) и чем меньше его ширина bП.

Для хордовых двухслойных обмоток (у<τ) коэффициент λП зависит также и от значения β=у/τ, так как при β<1 в некоторых пазах находятся катушечные стороны, принадлежащие разным фазам (рис. 3-15), вследствие чего общее потокосцепление какой-либо катушечной стороны в этих пазах уменьшается. Следовательно, пазовое рассеяние при у<τ будет меньше, чем при у=τ.

Расчет λп производится по формулам:

part3_2-25.jpg

Для нормальных машин λп = 0,8÷2.

Коэффициент проводимости дифференциального рассеянияλ в большой степени зависит от числа пазов q1 (или q2), шага обмотки. Рассматриваемое рассеяние определяется потокосцеплениями, которые создают высшие гармоники поля, например, статора с его обмоткой. Они наводят в обмотке э. д. с. той же частоты, что и 1-я гармоника поля (§ 3-4,б). Практически они зависят только от тока статора и от проводимости воздушного зазора. Просуммировав указанные э. д. с. и разделив полученную сумму на ток, мы найдем сопротивление х, соответствующее дифференциальному рассеянию (или высшим гармоникам поля). От х мы можем перейти к коэффициенту λ. Его значение λ=1÷2,5. Оно тем меньше, чем больше число пазов q, длина воздушного зазора δ и чем ближе у к 0,83τ.

Для упрощения расчетов иногда составляют эмпирические формулы, рассматривая вместо дифференциального рассеяния поле рассеяния между соседними коронками (внешними поверхностями) зубцов. Индукционные трубки этого поля проходят через воздушные зазоры и частично через коронки зубцов про-тиволежашей части машины. Их магнитная проводимость определяется в основном длиной воздушного зазора δ.

Коэффициент проводимости рассеяния лобовых частей обмотки λл зависит от длины лобовой части.

Его значение λл = 0,6÷1,5.


part3_2-26.jpg

Содержание  Главная (библиотека)
Предыдущий § Следущий

+7(985)928-61-99 Москва, ул.Большая Переяславская, д.9