Содержание Предыдущий § Следующий
Раздел шестой
КОЛЛЕКТОРНЫЕ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
|
Многофазные коллекторные машины и каскады. Однофазные коллекторные двигатели.
|
Глава сорок вторая МНОГОФАЗНЫЕ КОЛЛЕКТОРНЫЕ МАШИНЫ И КАСКАДЫ
§ 42-1. Применение коллекторных машин переменного тока
Разработанные М. О. Доливо-Добровольским в 1889—1891 гг. трехфазная система переменного тока и трехфазные асинхронные двигатели получили всеобщее распространение Большими достоинствами асинхронных двигателей являются простота их конструкции, надежность в работе и невысокая стоимость. Вместе с тем им присущи следующие недостатки: 1) трудности экономичного регулировав ний скорости вращения, 2) потребление реактивной мощности и понижение коэффициента мощности сети. Эти недостатки асинхронных двигателей стимулировали разработку коллекторных двигателей переменного тока, допускающих плавное и экономичное регулирование скорости вращения, а также различных снециаль-; ных видов коллекторных машин переменного тока (к. м. п. т) для регулировки ния скорости вращения и повышения коэффициента мощности асинхронных двигателей.
В период 1880—1925 гг. было разработано значительное количество разнообразных однофазных и многофазных к. м. п. т. и каскадных схем с асинхронным» иvколлекторными машинами переменного тока. Большой вклад в разработку и со» вершенствование этих машин за границей сделали Э. Томеон, Г. Гергес, Ф. Эйх-берг, Р. Рихтер, М. Латур, И. Дери, А. Шербиус, И. Козичек, В. Зейц и др. В СССР исследованием и разработкой к. м. п. т. занимались К- И. Шенфер, М. П. Костенко, Д. А.^авалишин и др.
Различные виды к м. п т. используются в промышленности и на транспорте. Однако в целом их применение ограничено. Причинами этого являются! 1) трудности коммутации к. м. п. т., 2) относительная сложность их устройства и 3) высокая стоимость.
Трудности коммутации ограничивают мощность к. м. п. т. и диапазон регу» лирования скорости вращения, вызывают усложнение их конструкции и увеличение стоимости. Стоимость трехфазных коллекторных двигателей в 1,5—2 раза больше стоимости двигателей постоянного тока и в 4—6 раз больше стоимости асинхронных двигателей. Вместе с тем были найдены другие пути полного или частичного решения проблем, вызвавших развитие к. м. п. т. Проблема повышения коэффициента мощности сетей была разрешена широким
использованием статических конденсаторов, синхронных двигателей и синхронных компенсаторов. Во многих случаях удовлетворительное решение проблем регулирования скорости вращения достигается с помощью асинхронных двигателей (см. гл. 28). Широкое распространение нашли двигатели постоянного тока, которые допускают регулирование скорости вращения в более широких пределах и надежнее в работе, чем к. м. п. т. С развитием управляемых ионных и полупроводниковых выпрямителей применение двигателей постоянного тока все более расширяется. Развитие полупроводниковых преобразователей частоты несомненно вызовет также и более широкое использование частотного регулирования скорости вращения асинхронных и синхронных двигателей. Все это привело к сужению области применения к. м. ц. т переменного тока, и очевидно, что эта тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.
Наибольшее распространение к. м. п. т. получили в некоторых европейских странах (Германская Демократическая Республика, Федеративная Республика Германки, Чехословакия, Швейцария и др.). В ряде других стран, в частности в США, и в особенности в СССР, их применение весьма ограниченно.
В данном разделе дается описание устройства и принципа действия наиболее распространенных видов к. м. п. т.
§ 42-2. Трехфазные коллекторные двигатели
Трехфазный коллекторный двигатель с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток (двигатель Шраге).
Трехфазный коллекторный двигатель по принципу- действия представляет собой асинхронный двигатель, во вторичную цепь которого для регулирования скорости вращения" с помощью коллектора вводится добавочная э. д. с. £д частоты скольжения (см. § 28-3).
Коллектор при этом служит для преобразования частоты сети /х в частоту скольжения f2 = s/u (см. § 19-4). В трехфазном коллекторном двигателе с параллельным возбуждением устройство для получения э. д. с. ЕЛ соединено параллельно (электрически или электромагнитно) с первичной цепью двигателя, и механические- характеристики этого двигателя подобны характеристикам двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
Наиболее широкое распространение имеет трехфазный двигатель с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток, предложенный в 1910 г. почти одновременно немецкими электротехниками X. Шраге и Р. Рихтером. В этом двигателе (рис. 42-1) трехфазная первичная обмотка 7 расположена на роторе и питается от сети (зажимы Л/, Bl, CI) через контактные кольца, а фазы вторичной обмотки 2 расположены на статоре. Источником добавочной э. д. с. Ел является добавочная обмотка ротора, которая расположена в общих пазах с первичной обмоткой 1, по своему устройству аналогична якорной обмотке машины постоянного тока и соединена с коллектором К (на рис. 42-1 эта обмотка не показана). С помощью щеток al—а2, Ы—62 и cl —с2 добавочная обмотка соединяется со вто-' ричной обмоткой 2. Намагничивающий ток первичной обмотки / создает магнитный потокФ, который вращается относительно ротора со скоростью rii^fjp и индуктирует в первичной и добавочной обмотках э. д. с. частоты flt а во вторичной обмотке—э. д. с. частоты fa =4i- Величина вводимой во вторичную цепь добавочной э. д. с. Ея пропорциональна длине дуги коллектора между щетками данной фазы (например, Ы — Ь2). Вторичный ток /2 протекает по вторичной обмотке 2 с частотой t} и по добавочной обмотке ротора с частотой Д. Преобразование частоты тока/х в частоту f8 производится коллектором.
Для регулирования величины э. д. с. Ея и изменения ее направления щетки а/, 67, с/присоединяются к одной, а а2, Ь2, с2 —к другой подвижной щеточной
траверсе. Траверсы в свою очередь посредством зубчатой или иной передачи соединены со штурвалом или исполнительным двигателем, с помощью которых траверсы и щетки можно перемещать относительно друг друга в противоположных
направлениях (рис. 42-2). Щетки обеих траверс расположены на коллекторе со сдвигом в осевом направлении и могут заходить друг за друга.
В случае рис. 42-2, а скорость двигателя ниже синхронной (п <[ щ),э. д. с. Е' направлена навстречу вторичной э. д. с. E2's и активная составляющая тока I'q направлена согласно с э. д с. вторичной обмотки £2' = sE'^ (рис 42-3, а) При этом мощность скольжения
передается из вторичной обмотки в добавочную и из нее через магнитное поле трансформаторным путем в первичную обмотку. Если щетки Ы и Ь2 на рис. 42-2, а будем сближать друг с другом, то Е'^ станет уменьшаться и скорость п увеличиваться. При совмещении щеток Ы и Ь2 (рис. 42-2, б и 42-3, б) Е'Д = 0 и машина работает в режиме обычного асинхронного двигателя, с небольшим положительным скольжением s. Если, далее, щетки раздвинем в противоположных направлениях (рис. 42-2, в и 42-3, в), то э. д. с. E'R будет вводиться во вторичную цепь в обратном направлении и скорость двигателя-станет выше синхронной. При этом мощность скольжения будет потребляться добавочной обмоткой из первичной
Рис. 42-1. Принципиальная схема трехфазного коллекторного двигателя с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток
Рис 42-2. Принцип регулирования скорости вращения трехфазного коллекторного двигателя с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток
обмотки и передаваться во вторичную обмотку. При фиксированном положении щеток механические характеристики двигателя М = f (п) подобны гем же характеристикам обычных асинхронных двигателей.
На рис. 42-3 первичный ток /х представлен в виде суммы трех составляющих:
где /'2 — приведенный к первичной обмотке ток вторичной обмотки, а /' — приведенный к первичной обмотке ток добавочной обмотки ротора. Следует иметь в виду, что неприведенные токи /д = /2.
На рис. 42-2 щетки Ы и Ь2 во всех положениях расположены симметрично относительно фазы вторичной обмотки. При этом э. д. с. Е'А сдвинута по фазе относительно э. д. с. E0's на 180° и влияет только на величину скорости двигателя. Бели механизм поворота щеток устроен так, что щетки вместо положения, изображенного на рис. 42-2, а, занимают несимметричное относительно вторичной обмотки
Рис. 42-3. Векторные диаграммы трехфазного коллекторного двигателя с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток
положение согласно рис. 42-4, а, то фаза э. д. с. £' изменится в сторону отставания на некоторый угол а. В этом случае вектор тока 1'2 повернется в сторону опережения (рис. 42-4, б) и будет иметь составляющую, совпадающую по фазе с потоком Ф, что приведет к улучшению cos фх двигателя или даже к работе последнего с опережающим током. Отметим также, что ранее строились двигатели, в которых добавочная э. д. с. £д имела по отношению к э. д. с. E2's сдвиг по фазе на 90 и совпадала по фазе с вектором Ф. В этом случае Ё^ почти не влияет на-скорость вращения и вызывает только компенсацию cos (pt двигателя. Такие машины называются компенсированными асинхронными двигателями.
Двигатели рассматриваемого типа нашли за границей наибольшее распространение в текстильной, бумажной и сахарной промышленности. Они строятся обычно на мощность до 100—150 кет при Ua sc 500 вис регулированием скорости в пределах 3:1, что соответствует регулированию скольжения в пределах — 0,5 «с s г£ s£ 0,5. Пуок двигателей небольшой мощности обычно производится прямым включением в сеть при установке щеток в положение, соответствующее наименьшей скорости вращения. В более мощных двигателях для уменьшения пускового тока применяют также пусковые реостаты, фазы которых включают последовательно с фазами вторичной обмотки.
Особенности коммутации трехфазных коллекторных двигателей. При вращении ротора двигателя с двойным комплектом щеток секции его добавочной обмотки переходят поочередно из одних участков окружности ala2b\b2clc2 (рис 42-1) в другие, причем во время этого перехода они замыкаются щетками накоротко и происходит их коммутация е соответствующим изменением тока секции Время коммутации мало по сравнению с периодом изменения переменного тока обмотки, и поэтому можно считать, что величина изменения тока в коммутируемой секции равна разности мгновенных значений токов в соседних участках добавочной обмотки в момент коммутации. Например, при переходе секции из участка обмотки Ь2Ы (рис 42-1) в участок Ыа2 ток в секции изменяется от мгновенного значения тока /а в фазе B2Y2 вторичной обмотки в этот момент времени до нуля.
Рис 42-4. Принцип компенсации коэффициента мощности трехфазного коллекторного двигателя с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток
В других видах многофазных коллектерных машин изменение тока коммутируемой секции равно разности мгновенных значений токов соседних фаз.
Вследствие указанного изменения тока в коммутируемой секции индуктируется такая же реактивная э. д. с. ег, равная сумме э д с. само- и взаимной дндукции, как и в машинах постоянного тока. Разница заключается лишь в томг что в результате протекания в обмотке переменного тока величина ег в последовательно коммутируемых секциях различна и изменяется в фазе с током данной фазы вторичной обмотки. Поэтому можно сказать, что э. д с ег изменяется в фазе с током обмотки, соединенной с коллектором. Реактивная э. д. е. ег в к. м. а. т, оказывает такое же влияние на коммутацию^ как и в машинах постоянного тока* То обстоятельство, что в к. м. л. т. ег является переменной, не имеет существенного значения.
I Однако в коммутируемых секциях к. м. п. т , кроме реактивной э. д с, возникает также трансформаторная э. д. с. етр, которая индуктируется основным магнитным потоком Ф.
В многофазных машинах эта э. д. с. возникает в результате вращения ф относительно коммутируемых секций. Величина э. д. с. еар не зависит от нагрузки!
машины, эта э. д. с. существует также при неподвижной машине и сдвинута по фазе относительно э. д. с. ег.
Наличие трансформаторной э. д. с. и трудности ее компенсации являются основной причиной затрудненных условий коммутации к. м. п. т., в частности многофазных коллекторных двигателей, работающих на принципе вращающегося магнитного поля и не имеющих добавочных полюсов.
Трехфазные коллекторные двигатели с параллельным возбуждением с питанием через статор. Наряду с трехфазными двигателями с параллельным возбуждением с двойным комплектом щеток строятся также трехфазные коллекторные двигатели с параллельным возбуждением (рис. 42-5) с первичной обмоткой /, расположенной на статоре. Вторичная обмотка 2 при этом помещена на роторе, выполняется по принципу якорных обмоток машин постоянного тока и соединена с коллектором. Для введения во вторичную цепь^ добавочной э. д. с. при этом используется соответствующее устройство 3) которое включается параллельно первичной цепи. В качестве такого устройства можно использовать трансформатор с регулируемым вторичным напряжением, сдвоенный индукционный регулятор или индукционный регулятор с соединением обмоток статора и ротора в общий треугольник (см. § 29-1), Возможны также другие решения. Например, фирма АЕГ (Федеративная Республика Германии) применяет обычный индукционный регулятор (см. рис. 29-2), который питается от добавочной обмотки на статоре. Так как у этого индукционного регулятора фаза э. д. <;. Ел при изменении величины э. д. с. не остается постоянной, то одновременно с поворотом ротора индукционного регулятора осуществляется также поворот щеток на коллекторе.
В двигателях с питанием через статор также действует трансформаторная V. д с, и эти двигатели также не имеют добавочных полюсов. В ряде случаев для уменьшения вторичного тока и облегчения коммутации вторичная система выполняется
шестифазной и на коллекторе устанавливается шестифазная система щеток со сдвигом соседних щеточных пальцев на 60° эл.
Отсутствие контактных колец в первичной цепи позволяет строить двигатели с питанием через статор на высокое напряжение. Эти двигатели выпускаются на мощности до Рв — 1500 кет, хотя обычно Ра — 150 -з- 200 кем. Характеристики двигателей с питанием через статор и через ротор практически одинаковы.
Трехфазные коллекторные двигатели с последовательным возбуждением (рис. 42-6) имеют последовательное соединеиие обмотки статора и обмотки ротора, присоединенной к коллектору. В двигателях высокого напряжения применяется трансформатор, который включается между сетью и обмотками статора и ротора. В обмотке ротора индуктируется э. д. с. от вращающегося поля. Кроме того, в цепь ротора вводится добавочная э. д. с. или напряжение, так как обмотка ротора соединена последовательно с обмоткой статора и напряжение сети распределяется между этнми двумя обмотками.
Рассматриваемый двигатель развивает вращающий момент в случае, когда угол а между осью фазы обмотки статора и осью соответствующей эквивалентной фазы ротора (рис. 42^5) отличен от нуля и 180°, так как в'противном случае оси магнитных потоков, создаваемых обмотками статора и ротора, совпадают и каса-
Рис. 42-5. Принципиальная схема трехфазного коллекторного двигателе с параллельным возбуждением с питанием через статор
тельные механические усилия, действующие на ротор, равны нулю. Обычно щетки сдвигают против направления вращения поля. В этом случае ротор вращается по направлению поля, вследствие чего частота перемагничивания ротора и величина трансформаторной э. д. с. уменьшаются. Нормально а = 130 •*■ 160°.
Рис. 42-6. Принципиальная схема трехфазного коллекторного двигателя с последовательным возбуждением
Рис. 42-7. Кривые вращающего момента трехфазного двигателя с последовательным возбуждением
Вид механических характеристик рассматриваемого двигателя показан на рис. 42-7, где штриховая лийия разделяет области устойчивой (1) и неустойчивой (2) работы. В устойчивой области эти характеристики подобны характеристикам последовательного двигателя постоянного тока. Для регулирования скорости вращения двигатель снабжается механизмом поворота щеток. Пуск двигателя производится при а х. 160°.
§ 42-3. Каскады асинхронных двигателей с коллекторными машинами переменного тока
В § 28-3 были рассмотрены каскады фазных асинхронных двигателей с машинами постоянного тока для регулирования скорости вращения. Некоторое применение нашел ряд других разновидностей каскадов. В частности, если на рис. 28-14 выпрямитель и машину постоянного тока заменить одноякорным преобразователем обычного типа (см. § 41-1) с независимым возбуждением, то получится каскад с одноякорным преобразователем. В настоящее время каскады с одноякорными преобразователями потеряли свое значение.
Для pejулирования скорости вращения фазных асинхронных двигателей были разработаны также каскады с коллекторными машинами переменного тока. Наибольшее распространение получил каскад с компенсированной коллекторной машиной, рассматриваемый ниже. Отметим, что каскады с коллекторными машинами переменного тока отличаются от трехфазных коллекторных машин параллельного возбуждения в сущности тем, что в каскадах источник добавочной э. д. с. частоты скольжения, вводимой во вторичную цепь асинхронной машины, выполняется в виде отдельной коллекторной машины. Это дает возможность увеличить мощность установки.
Рассмотрим сначала некоторые коллекторные машины, применяемые в каскадах.
Явнополюсная трехфазная компенсированная коллекторная машина, предложенная А. Шербиусом в 1906 г. (рис. 42-8), имеет на статоре на протяжении каждого двойного полюсного деления три явновыраженных главных полюса 1, на которых расположены обмотки возбуждения 4 различных фаз. Поэтому потоки отдельных полюсов сдвинуты в пространстве на 120° и пульсируют во времени со сдвигом по фазе также на 120°. Вследствие этого приближенно можно считать, что обмотки возбуждения создают синусоидально распределенное вращающееся
Рис. 42-8. Магнитная система (а) и принципиальная схема (б) трехфазной компенсированной коллекторной машины Шербиуса
поле. Нафоторе 3 имеется «бмотка типа якорных обмоток постоянного тока, присоединенная к коллектору, на котором размещена трехфазная система щеток. В полюсных наконечниках размещена компенсационная обмотка 5 для компенсации н. с. ротора.-Обмотка ротора с последовательно соединенными компенсационными обмотками составляет трехфазную главную, или рабочую, цепь машины. Между главными полюсами статора расположены добавочные полюсы 2 для улучшения коммутации. Каждый добавочный полюс имеет две обмотки. Одна из них включается последовательно в соответствующую фазу главной цепи и предназначена для компенсации реактивной э. д. с. коммутируемых секций, а вторая включается последовательно в соответствующую фазу обмотки возбуждения и предназначена для компенсации трансформаторной э. д. с. (обмотки добавочных полюсов на рис. 42-8, б не показаны). Чтобы стороны коммутируемых секций располагались под добавочными полюсами, шаг обмотки ротора укорочен на */зт-Благодаря такому устройству машина имеет относительно хорошую коммутацию.
Так как н. с. обмоток ротора и компенсационной равны и направлены встречно, то эти обмотки создают только потоки рассеяния. Вращающийся поток возбуждения при п = 0 индуктирует в обмотках ротора и компенсационной э. д. с, равные по величине и противоположные по знаку. Поэтому при п = 0 э. д-t.
в рабочей цепи £2 = 0. Однако при вращающемся роторе (п > 0) скорость вращения поля возбуждения относительно ротора изменяется и э. д. с. обмотки ротора уменьшается (при вращении по полю). Поэтому на зажимах главной цепи будет действовать э. д. с, пропорциональная потоку возбуждения и скорости вращения. Частота ее при всех условиях равна частоте тока возбуждения /х = /2. Таким образом, рассматриваемая машина по своим свойствам аналогична машине постоянного тока с независимым или параллельным возбуждением в зависимости от схемы включения обмотки возбуждения. Она может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.
М. П. Костенко и Н С Япольский предложили также неявнополюсную трехфазную компенсированную машину с распределенной обмоткой возбуждения. По принципу действия эта машила аналогична машине Шербиуса, но лишена добавочных полюсов.
Коллекторный преобразователь частоты в простейшем случае состоит только из ротора, на котором имеется обмотка, соединенная с коллектором и контактными
кольцами, как и в одноякорном преобразователе (см § 41-1). Пазы ротора закрытые, утоплены в сердечнике ротора (рис. 42-9), и магнитный поток, создаваемый обмоткой ротора, замыкается сверху пазов. Можно также применять ротор нормальной ксинструк-ции с полузакрытыми, полуоткрытыми или открытыми пазами, но в этом случае для создания замкнутого магнитопровода необходимо наличие статора в виде необмотанного сердечника. Ротор преобразователя частоты включается со стороны колец в трехфазную сеть с определенной частотой /t и приводится во вращение вспомогательным двигателем. Потребляемый из сети намагничивающий ток создает вращающееся магнитное поле, и со стороны щеток коллектора получается ток частоты скольжения /2 = sft. Машина не создает вращающего момента, приводной двигатель покрывает только потери, и преобразуемая энергия потребляется из первич-
Рис. 42-9. Устройство коллекторного преобразователя частоты
ной цепи. Фазу вторичного напряжения можно регулировать поворотом щеток на коллекторе.
Каскад асинхронного двигателя с компенсированной коллекторной машиной (рис. 42-10) является наиболее распространенным коллекторным каскадом. В этом каскаде вторичная обмотка главного асинхронного двигателя АД через контактные кольца соединена с главной цепью компенсированной коллекторной машины КМ. В электрическом Каскаде КМ расположена на одном валу со вспомогательной асинхронной или синхронной машиной ВМ. Главный двигатель АД приводит во вращение рабочую машину РМ, например прокатный стан.
Обмотка возбуждения ОВ коллекторной машины КМ питается током частоты скольжения f2 = s/i от колец АД через регулируемый автотрансформатор AT. Последовательно с ОВ включен также преобразователь частоты ПЧ небольшой мощности, который питается от сети через трансформатор. Если числа полюсов АД и ПЧ одинаковы, то ротор ПЧ соединяется непосредственно с ротором АД, а в противном случае их соединение производится с помощью редуктора с передаточным числом, равным отношению чисел полюсов этих машин. Благодаря этому частота на щетках ПЧ всегда равна частоте скольжения АД, вследствие чего и возможно питание ОВ от указанных двух источников — от колец АД и ПЧ.
Реостат Р служит для пуска АД до достижения некоторой скорости л < nlt после чего с помощью переключателя П вторичная цепь АД переключается на КМ, цепь возбуждения которой отрегулирована на максимальное напряжение возбуждения. При этом добавочная э. д. с. Ел, развиваемая КМ, также максимальна и направлена навстречу э. д. с. скольжения E2S = sE2 вторичной обмотки АД. Скорость вращения п асинхронного двигателя в этом случае минимальна, и мощность скольжения Ps — sPBM этого двигателя передается через КМ и ВМ в сеть, причем КМ работает двигателем. Если теперь с помощью AT уменьшить напряжение возбуждения КМ, то Ед будет уменьшаться, а п расти.
Преобразователь частоты ПЧ служит для перевода агрегата через синхронную скорость Пу, так как при я = «, вторичная э. д. с. асинхронного двигателя E2S = = 0, вследствие чего при отсутствии ПЧ коллекторная машина КМ лишается возбуждения и поэтому не может развивать э. д. с. Ея, необходимую для перевода АД через синхронную скорость. Таким образом, при n = «t ток вторичной цепи АД и ее вращающий момент создаются вследствие возбуждения КМ от ПЧ. Для увеличения скорости вращения АД и его перехода на вышесинхронную скорость вращения постепенно уменьшают вторичное напряжение AT до нуля, меняют местами начала и концы обмотки возбуждения КМ и вновь начинают увеличивать вторичное напряжение AT. Максимальная вышесинхронная скорость достигается при максимальном возбуждении КМ. При вышесинхронной скорости вращения КМ работает в режиме генератора, а ВМ — в режиме двигателя.
Каскады рассматриваемого вида обычно строятся с регули-
Рис. 42-10. Электрический каскад асинхронной и компенсированной коллекторной машины для двухзонного регулирования скорости
рсванием скорости в пределах ± (25—30)% от синхронной. Если регулирование производится только внизот синхронной скорости, то преобразователь частоты ПЧ становится излишним.* Если соединить коллекторную машину КМ с валом асинхронного двигателя АД, то получится электромеханический каскад и вспомогательная машина ВМ станет излишней.
Каскады с. к. м. п. т. имеют наибольшее распространение в некоторых европейских странах. В связи с развитием ионных и полупроводниковых преобразо. вателей, а также возрастающими требованиями в отношении диапазона регулирования скорости увеличиваются перспективы применения вентильных каскадов (см. § 28-3) и уменьшаются перспективы использования каскадов с к. м. п. т.
Ранее применялись также коллекторные каскады для компенсации коэффи* циента мощности крупных асинхронных двигателей. Для этой цели к контактным кольцам асинхронного двигателя можно присоединить преобразователь частоты или компенсированную коллекторную машину, рассмотренные выше, и отрегулировать соответствующим образом фазу добавочной э. д. с. Ед. Можно также использовать некоторые другие виды коллекторных машин. К настоящему времени такие каскады полностью потеряли свое значение, так как более выгодными являются синхронные двигатели и асинхронные двигатели совместно с конденсаторными батареями.
Содержание Предыдущий § Следующий
|