Содержание Предыдущий § Следующий
20.8. Тяговые взрывозащищенные двигатели для привода рудничных электровозов
20.8.1. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДРТ
Двигатели ДРТ предназначены для привода рудничных аккумуляторных электровозов. Двигатели (табл. 20.17) выпускаются в исполнениях У5 и Т категории размещения 5.
Расшифровка условного обозначения двигателей: буквы ДРТ — двигатель руднич-
ной тяговый, далее следует цифра, выражающая мощность двигателя в часовом режиме, кВт, в конце обозначения — исполнение и категория размещения.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей приведены на рис. 20.17, 20.18.
Двигатели рассчитаны на эксплуатацию при номинальных значениях климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70:
Высота над уровнем моря, м, не более...... 1200
Температура окружающего
воздуха, °С......-40ч- +40
Влажность окружающего воздуха при температуре 35 °С (с конденсацией влаги), %........ 97-100
Окружающая среда .... Взрывоопасная
по метану
Запыленность среды угольной пылью, мг/см3, не более 300
Исполнение двигателей по взрывозащи-те — РВ ЗВ. Двигатели закрытые, с естественным охлаждением IC0040.
Двигатели надежно работают при повышении напряжения питания на 20 % и в режиме динамического рекуперативного торможения — на 27 % сверх номинального напряжения двигателя.
Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности,—не более ±5%.
Таблица
|
20.17. Основные технические
|
данные
|
двигателя ДРТ
|
Показатель
|
ДРТ-io
|
ДРТ-12
|
ДРТ-13
|
ДРТ-23,5
|
|
|
|
'ежим работы
|
|
часовой
|
продолжительный
|
часовой
|
продолжительный
|
часовой
|
продолжительный
|
часовой
|
продолжительный
|
Мощность, кВт
|
10
|
4
|
12
|
4,6
|
13
|
5,2 4,2
|
23,5
|
9,4
|
6
|
10,5
|
Напряжение, В
|
105 80
|
105 80
|
250
|
250
|
130 ПО
|
130 ПО
|
185
|
185
|
Ток, А
|
116 93
|
55 49
|
58,5
|
23,4
|
122 122
|
50
47
|
152
|
61
|
кпд, %
|
83 80
|
69,3 61,3
|
81,8
|
78
|
82 78
|
80
81,2
|
83,5
|
83,3
|
Частота вращения, об/мин:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальная
|
1575 1500
|
2350 2400
|
500
|
880
|
615 505
|
1000 900
|
900
|
1410
|
максимальная Масса, кг Техническое условие
|
3150 250 ТУ
16-514.264-82
|
1500 460 ТУ
16-514.251-80
|
1845 380 ТУ 16-514 252-80
|
1800 500 ТУ
16-514.265-82
|
Тип L, L\, Lo,
двигателя мм мм мм
ДРТ-10А1........ 500 32 32
ДРТ-10А2........ 570 47 22
Рис. 20.18. Габаритные и установочно-присоедииительиые размеры двигателей ДРТ-13,
ДРТ-23,5 и ДРТ-33
Допускается двойная перегрузка по току при номинальном напряжении в течение
1 мин. Двигатели без повреждений и остаточных деформаций выдерживают в течение
2 мин аварийное повышение частоты вращения на 20 % сверх максимальной, указанной в табл. 20.17. Степень искрения на коллекторе при номинальном токе не превышает 1!/2-
Класс нагревостойкости изоляции обмоток якоря — F, обмоток возбуждения — Н.
По уровню шума двигатели соответствуют 1-му классу (ГОСТ 16572-71).
Показатели надежности двигателей: вероятность безотказной работы при средней наработке до отказа 8000 ч в течение 1000 ч — не менее 0,88 (для двигателей ДРТ-23,5, ДРТ-10-0,9); средний ресурс до капитального ремонта 20 400 ч, но не более 5 лет; средний ресурс до списания 32 600 ч, но не более 8 лет.
Двигатели соответствуют группе условий эксплуатации М25 ГОСТ 17516-72 с уровнем вибрации 3g (в горизонтальном направлении).
20.8.2. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ДПТР-12, ДПТР-19
Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных электровозов.
Климатическое исполнение — У категории 5 по ГОСТ 15150-69. Пригодны также для эксплуатации в условиях, нормированных для исполнения Т категорий 5.
Расшифровка обозначения типа электродвигателей : буквы ДПТР — двигатель постоянного тока, тяговый, рудничный; следующие за буквами цифры — мощность двигателей, кВт, в часовом режиме.
Двигатели (табл. 20.18) соответствуют требованиям ТУ 16-514.182-74 и требованиям ПИВРЭ.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей соответствуют указанным на рис. 20.19.
Таблица 20.18. Технические данные двигателей ДПТР
Показатель
|
ДПТР-12
|
ДПТР-19
|
Мощность, кВт
|
!2
|
19
|
Напряжение, В
|
130
|
190
|
Ток, А
|
113
|
117
|
Частота вращения,
|
|
|
об/мин:
|
|
|
номинальная
|
615
|
670
|
максимальная
|
1845
|
2010
|
кпд, %
|
82
|
85,5
|
Режим работы
|
Часовой
|
Рис. 20.19. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДПТР-12
и ДПТР-19
Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:
Высота над уровнем моря, м, не более......... 1200
Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....-40ч- +40
Годовая среднесуточная температура, "С....... 25
Непосредственное воздействие солнечной радиации .... Нет
Окружающая среда.....Взрывоопасная
Запыленность, мг/м2, не более 300
Электродвигатели — реверсивные, закрытые с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ согласно ПИВРЭ.
По уровню вибрации электродвигатели соответствуют 7-му классу вибрации по ГОСТ 16921-83.
По уровню шума электродвигатели относятся к 1-му классу по ГОСТ 16372-84. Среднее зачение уровня звука (по шкале А) для электродвигателей не должно превышать 80 дБ.
Электродвигатели изготовляются с изоляцией обмоток не ниже класса F по ГОСТ 8865-87.
Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление между обмотками при рабочей температуре — не менее 1,0 МОм.
Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха, °С, не более:
Обмотки якоря.......150
Обмотки возбуждения.....165
Коллектор......... 95
Степень искрения двигателей при номинальном режиме не превышает 1!/2 по ГОСТ 183-74. При ослаблении поля на 50% и при кратковременной нагрузке, равной 2-кратной номинальной, коллектор должен быть пригоден к долголетней работе без очистки или какого-либо исправления.
Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности, не более ±5%.
Двигатели в отношении коммутации рассчитаны на кратковременный ток, равный 2-кратному номинальному при номинальном напряжении.
Показатели надежности и долговечности двигателей:
срок службы до капитального ремонта — 8 лет;
вероятность безотказной работы в течение 720 ч - 0,96.
20.8.3. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ЭДР и ЭД
Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных и контактных электровозов. Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.
■ Расшифровка условных обозначений: первые буквы ЭД (ЭДР) — электродвигатель (рудничный); следующие за буквами цифра в обозначении двигателей ЭД — порядковый номер двигателя и буква А — специальный, в обозначении двигателей ЭДР — приближенная мощность, кВт, в часовом режиме и буква П — повышенная надежность по изоляции. Двигатели (табл. 20.19) соответствуют требованиям технических условий ТУ 16-514.210-75.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры приведены на рис. 20.20, 20.21.
Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70и ГОСТ 15150-69:
Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200
Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....— 50-г +40
Запыленность воздуха, мг/м3. . 200
Электродвигатели" закрытые с естественным охлаждением - ICAOOno ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей типов ЭДР-7П, ЭДР-10П, ЭДР-15П, ЭД-205 и ЭД-205А согласно ПИВРЭ — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ; электродвигателей типов ЭДР-11П и ЭДР-25П - рудничное нормальное РН.
Двигатели изготовляют с изоляцией не ниже класса F, а электродвигатели ЭД-205 и ЭД-205А - с изоляцией класса Н ГОСТ 8865-70.
Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.
Предельно допустимые превышения температуры частей двигателей по отношению к температуре окружающего воздуха на стенде и в эксплуатации не превышает указанных в табл. 20.20.
Таблицг
|
i 20.19. Технические данные
|
двигателей ЭДР и
|
эд
|
|
Показатель
|
С
ft.
о
|
С
о
Вц
п m
|
а
о.
0)
|
С
—
а.
|
с
|
о
О
|
<
о
m
|
Мощность, кВт
|
5
|
11,2
|
10,2
|
15,6
|
25
|
1,8
|
1,8
|
Напряжение, В
|
80
|
120
|
250
|
160
|
250
|
160
|
185
|
Сила тока, А
|
93
|
115
|
50
|
117
|
112,5
|
18
|
16
|
Частота вращения,
|
|
|
|
|
|
|
|
об/мин:
|
|
|
|
|
|
|
|
номинальная
|
1500
|
585
|
500
|
515
|
900
|
520
|
700
|
допустимая
|
3000
|
1800
|
1000
|
1030
|
1800
|
—
|
—
|
кпд, %
|
80
|
82
|
81,3
|
83
|
85
|
—
|
—
|
Режим работы
|
Часовой
|
Часовой
|
Часовой
|
Часовой
|
Часовой
|
пв =
|
пв =
|
|
|
|
|
|
|
= 40%
|
= 40%
|
Сопротивление, Ом:
|
|
|
|
|
|
|
|
якоря
|
0,024
|
0,043
|
0,167
|
0,05
|
0,05
|
1,2
|
1,2 •
|
главных полюсов
|
0,0248
|
0,0408
|
0,063
|
0,0437
|
0,0437
|
0,615
|
0,615
|
добавочных полюсов
|
—
|
0,0157
|
0,229
|
0,0207
|
0,0207
|
0,29
|
0,29
|
Направление вращения
|
Реверс
|
Реверс
|
Реверс
|
Реверс
|
Реверс
|
Правое
|
Правое
|
(со стороны свободно-
|
|
|
|
|
|
|
|
го конца вала)
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис 20.20. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-7П
Рис 20 21. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-10П,
ЭДР-ИП, ЭДР-15П'и ЭДР-25П
Таблица 20.20
Тип
двигателя
|
Часть двигателя
|
Предельно допустимое превышение температуры,
°С
|
ЭД-205, ЭД-205А
|
Обмотка якоря Обмотка возбуждения Коллектор
|
170 190
105
|
ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П, ЭДР-25П
|
Обмотка якоря
Обмотка возбуждения Коллектор
|
150 166 95
|
Двигатели ЭДР-ПП и ЭДР-25П нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 % и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального напряжения электродвигателей.
Степень искрения электродвигателей при номинальном режиме не превышает 1'/2 по ГОСТ 183-74.
Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности двигателей ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П и ЭДР-25П,-не более ±5%; двигателей ЭД-205 и ЭД-205 А - не более ±7,5%.
Показатели надежности и долговечности:
Срок службы до списания, лет . . 8
Вероятность безотказной работы
в течение 720 ч....... 0,9
Среднее время безотказной работы, ч .......... 23 000
Назначенный ресурс, ч .■ . . . . 27000
20.8.4. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДК-800БМ
Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов, работающих в невзрывоопасной среде.
Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.
Расшифровка обозначения электродвигателя : буквы ДК — двигатель коллекторный, 800 — порядковый номер двигателя, Б — исполнение электродвигателя — РН (руднич-
Технические данные двигателя
Мощность, кВт...... 12,2
Напряжение, В....... 250
Ток, А.......... 58
Частота вращения, об/мин:
номинальная...... 480
максимально допустимая . 960
КПД, %......... 84,9
Режим работы...... Часовой
Возбуждение....... Последовательное Сопротивление при 15 °С, Ом:
обмотки якоря..... 6,193
обмотки главных полюсов 0,204
ное нормальное), М — модернизированный.
Исполнение двигателя по взрывозащи-те - РН согласно требованиям ТУ 16-514.182-74 и ПИВРЭ.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя приведены на рис. 20.22.
Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:
Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200
Температура окружающего воздуха, °С........-50ч- +40
Запыленность воздуха, мг/мЗ 200
Двигатель имеет закрытое исполнение с естественным охлаждением — ICA00 по ГОСТ 20459-75.
По уровню вибрации двигатель соответствует классам вибрации 4, 5 по ГОСТ 16921-83.
Двигатель изготовляется с изоляцией класса нагревостойкости F по ГОСТ 8865-87.
Сопротивление изоляции обмоток двигателя относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.
Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей двигателя по отношению к температуре окружающего воздуха не более:
Обмотка якоря....... 150
Обмотка возбуждения.....165
Коллектор......... 95
Двигатель нормально работает при повышении напряжения питающей сети на 21%, а в режиме торможения — на 27% сверх номинального напряжения электродвигателя.
Рис. 20.22. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДК-800 БМ
Степень искрения двигателя при номинальном режиме не превышает Vj2 по ГОСТ 183-74.
Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем минимальной мощности, — не более + 5 %.
Двигатель соответствует группе условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516-72.
Показатели надежности и долговечности двигателя:
Срок службы до первого капитального ремонта, лет .... 7
Вероятность безотказной работы
в течение 720 ч.......0,9
Назначенный ресурс, ч . . . . 27000
Двигатель имеет фланец для соединения с редуктором и ушки для крепления к раме электровоза. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными. Подшипники — роликовые. Задний подшипниковый щит имеет наружный замок для посадки корпуса редуктора.
20.8.5. Тяговые взрывозашитные двигатели постоянного тока серии ЭТ
Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов.
Климатическое исполнение — У катего-
Таблица 20.21. Технические данные двигателей серии ЭТ
Наименование
|
ЭТ-31
|
ЭТ-46
|
Мощность, кВт
|
31
|
45
|
Напряжение, В
|
250
|
250
|
Ток, А
|
142
|
204
|
Частота вращения,
|
|
|
об/мин:
|
|
|
номинальная
|
1050
|
1320
|
максимальная
|
2650
|
3000
|
кпд, %
|
87
|
89,5
|
Режим работы
|
Часовой
|
рии 5 по ГОСТ 15150-69 (возможна эксплуатация в условиях, нормированных для исполнения Т категории 5).
Расшифровка обозначения двигателей: ЭТ — электродвигатель тяговый; цифра после тире указывает приближенно мощность, кВт, в часовом режиме.
Технические данные двигателей приведены в табл. 20.21, габаритные, установочные и присоединительные размеры — на рис. 20.23.
Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69, при этом:
Рис. 20.23. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭТ-31 и
ЭТ-46
Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200
Температура окружающего воздуха, °С........-50-т- +40
Верхнее значение относительной влажности воздуха при 35 °С и более низких температурах без конденсации влаги, % . . 97
Запыленность воздуха, мг/м3 200
Двигатели — закрытого исполнения с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение - РН согласно ПИВРЭ. Окружающая среда — невзрывоопасная.
Уровень вибрации двигателей соответствует 7-му классу по ГОСТ 16921-83.
Изоляция обмоток полюсов — класса на-гревостойкости Н, обмоток якоря — класса F.
Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.
Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха не более:
Обмотка якоря.......150
Обмотка возбуждения.....190
Коллектор......... 95
Двигатели нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 %
и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального. Допускается кратковременное повышение напряжения не более 30% номинального.
Степень искрения при номинальном режиме не превышает llj2 по ГОСТ 183-74.
Разность между частотами вращения электродвигателей в одну и другую сторону при токе, соответствующем номинальной мощности, и при номинальном возбуждении, выраженная в процентах среднего арифметического обеих частот вращения, составляет не более 5% для двигателя ЭТ-31 и 4% для двигателя ЭТ-46. Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности, — не более + 5% для двигателя ЭТ-31 и ±4% для двигателя ЭТ-46.
Срок службы до капитального ремонта двигателей ЭТ-46 - 6 лет, ЭТ-31 - 8 лет.
Вероятность безотказной работы в течение 720 ч двигателей ЭТ-46 -0,97; ЭТ-31 -0,96.
Двигатели имеют фланец для соединения с редуктором и лапы-ушки для крепления к раме. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными из листовой стали, добавочные полюсы (при их наличии) — из стальных поковок.
Обмотка якоря волновая, выполнена прямоугольным проводом и закреплена проволочным бандажом или бандажом из стекло-ленты.
Содержание Предыдущий § Следующий
|