Разработка и производство сервоприводов,
бесколлекторных и вентильных двигателей, движитель (трастер) для телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА, ROV)

Адрес: Москва, ул.Большая Переяславская, д.9+7(985)928-61-99
Литье пластика на заказ
ДОКУМЕНТАЦИЯ

Содержание
Предыдущий § Следующий


20.8. Тяговые взрывозащищенные двигатели для привода рудничных электровозов

20.8.1. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДРТ

Двигатели ДРТ предназначены для привода рудничных аккумуляторных электровозов. Двигатели (табл. 20.17) выпускаются в исполнениях У5 и Т категории размещения 5.

Расшифровка условного обозначения двигателей: буквы ДРТ — двигатель руднич-

ной тяговый, далее следует цифра, выражающая мощность двигателя в часовом режиме, кВт, в конце обозначения — исполнение и категория размещения.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей приведены на рис. 20.17, 20.18.

Двигатели рассчитаны на эксплуатацию при номинальных значениях климатических факторов по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70:

Высота над уровнем моря, м, не более......          1200

Температура окружающего

воздуха, °С......-40ч- +40

Влажность окружающего воздуха при температуре 35 °С (с конденсацией влаги), %........ 97-100

Окружающая среда .... Взрывоопасная

по метану

Запыленность среды угольной пылью, мг/см3, не более 300

Исполнение двигателей по взрывозащи-те — РВ ЗВ. Двигатели закрытые, с естественным охлаждением IC0040.

Двигатели надежно работают при повышении напряжения питания на 20 % и в режиме динамического рекуперативного торможения — на 27 % сверх номинального напряжения двигателя.

Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности,—не более ±5%.


Таблица

20.17. Основные технические

данные

двигателя ДРТ

Показатель

ДРТ-io

ДРТ-12

ДРТ-13

ДРТ-23,5

'ежим работы

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

часовой

продолжительный

Мощность, кВт

10

4

12

4,6

13

5,2 4,2

23,5

9,4

6

10,5

Напряжение, В

105 80

105 80

250

250

130 ПО

130 ПО

185

185

Ток, А

116 93

55 49

58,5

23,4

122 122

50

47

152

61

кпд, %

83 80

69,3 61,3

81,8

78

82 78

80

81,2

83,5

83,3

Частота вращения, об/мин:

номинальная

1575 1500

2350 2400

500

880

615 505

1000 900

900

1410

максимальная Масса, кг Техническое условие

3150 250 ТУ

16-514.264-82

1500 460 ТУ

16-514.251-80

1845 380 ТУ 16-514 252-80

1800 500 ТУ

16-514.265-82

Тип                              L,       L\,     Lo,

двигателя                        мм      мм    мм

ДРТ-10А1........       500      32      32

ДРТ-10А2........       570      47      22

part10-27.jpg

Рис. 20.18. Габаритные и установочно-присоедииительиые размеры двигателей ДРТ-13,

ДРТ-23,5 и ДРТ-33

part10-28.jpg

Допускается двойная перегрузка по току при номинальном напряжении в течение

1   мин. Двигатели без повреждений и остаточных деформаций выдерживают в течение

2   мин аварийное повышение частоты вращения на 20 % сверх максимальной, указанной в табл. 20.17. Степень искрения на коллекторе при номинальном токе не превышает 1!/2-

Класс нагревостойкости изоляции обмоток якоря — F, обмоток возбуждения — Н.

По уровню шума двигатели соответствуют 1-му классу (ГОСТ 16572-71).

Показатели надежности двигателей: вероятность безотказной работы при средней наработке до отказа 8000 ч в течение 1000 ч — не менее 0,88 (для двигателей ДРТ-23,5, ДРТ-10-0,9); средний ресурс до капитального ремонта 20 400 ч, но не более 5 лет; средний ресурс до списания 32 600 ч, но не более 8 лет.

Двигатели соответствуют группе условий эксплуатации М25 ГОСТ 17516-72 с уровнем вибрации 3g (в горизонтальном направлении).

20.8.2. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ДПТР-12, ДПТР-19

Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных электровозов.

Климатическое исполнение — У категории 5 по ГОСТ 15150-69. Пригодны также для эксплуатации в условиях, нормированных для исполнения Т категорий 5.

Расшифровка обозначения типа электродвигателей : буквы ДПТР — двигатель постоянного тока, тяговый, рудничный; следующие за буквами цифры — мощность двигателей, кВт, в часовом режиме.

Двигатели (табл. 20.18) соответствуют требованиям ТУ 16-514.182-74 и требованиям ПИВРЭ.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей соответствуют указанным на рис. 20.19.

Таблица 20.18. Технические данные двигателей ДПТР

Показатель

ДПТР-12

ДПТР-19

Мощность, кВт

!2

19

Напряжение, В

130

190

Ток, А

113

117

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

615

670

максимальная

1845

2010

кпд, %

82

85,5

Режим работы

Часовой

part10-29.jpg

Рис. 20.19. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДПТР-12

и ДПТР-19

part10-30.jpg

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более......... 1200

Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....-40ч- +40

Годовая среднесуточная температура, "С....... 25

Непосредственное воздействие солнечной радиации .... Нет

Окружающая среда.....Взрывоопасная

Запыленность, мг/м2, не более 300

Электродвигатели — реверсивные, закрытые с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ согласно ПИВРЭ.

По уровню вибрации электродвигатели соответствуют 7-му классу вибрации по ГОСТ 16921-83.

По уровню шума электродвигатели относятся к 1-му классу по ГОСТ 16372-84. Среднее зачение уровня звука (по шкале А) для электродвигателей не должно превышать 80 дБ.

Электродвигатели изготовляются с изоляцией обмоток не ниже класса F по ГОСТ 8865-87.

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление между обмотками при рабочей температуре — не менее 1,0 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха, °С, не более:

Обмотки якоря.......150

Обмотки возбуждения.....165

Коллектор......... 95

Степень искрения двигателей при номинальном режиме не превышает 1!/2 по ГОСТ 183-74. При ослаблении поля на 50% и при кратковременной нагрузке, равной 2-кратной номинальной, коллектор должен быть пригоден к долголетней работе без очистки или какого-либо исправления.

Допустимое отклонение частоты вращения двигателей при токе, соответствующем номинальной мощности, не более ±5%.

Двигатели в отношении коммутации рассчитаны на кратковременный ток, равный 2-кратному номинальному при номинальном напряжении.

Показатели надежности и долговечности двигателей:

срок службы до капитального ремонта — 8 лет;

вероятность безотказной работы в течение 720 ч - 0,96.

20.8.3. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типов ЭДР и ЭД

Предназначены для комплектации электрооборудования рудничных аккумуляторных и контактных электровозов. Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.

■ Расшифровка условных обозначений: первые буквы ЭД (ЭДР) — электродвигатель (рудничный); следующие за буквами цифра в обозначении двигателей ЭД — порядковый номер двигателя и буква А — специальный, в обозначении двигателей ЭДР — приближенная мощность, кВт, в часовом режиме и буква П — повышенная надежность по изоляции. Двигатели (табл. 20.19) соответствуют требованиям технических условий ТУ 16-514.210-75.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры приведены на рис. 20.20, 20.21.

Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15543-70и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха (в тени), °С.....— 50-г +40

Запыленность воздуха, мг/м3. . 200

Электродвигатели" закрытые с естественным охлаждением - ICAOOno ГОСТ 20459-75. Исполнение электродвигателей типов ЭДР-7П, ЭДР-10П, ЭДР-15П, ЭД-205 и ЭД-205А согласно ПИВРЭ — рудничное взрывобезопасное РВ ЗВ; электродвигателей типов ЭДР-11П и ЭДР-25П - рудничное нормальное РН.

Двигатели изготовляют с изоляцией не ниже класса F, а электродвигатели ЭД-205 и ЭД-205А - с изоляцией класса Н ГОСТ 8865-70.

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры частей двигателей по отношению к температуре окружающего воздуха на стенде и в эксплуатации не превышает указанных в табл. 20.20.


Таблицг

i 20.19. Технические данные

двигателей ЭДР и

эд

Показатель

С

ft.

о

С

о

Вц

п m

а

о.

0)

С

а.

с

о

О

<

о

m

Мощность, кВт

5

11,2

10,2

15,6

25

1,8

1,8

Напряжение, В

80

120

250

160

250

160

185

Сила тока, А

93

115

50

117

112,5

18

16

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

1500

585

500

515

900

520

700

допустимая

3000

1800

1000

1030

1800

кпд, %

80

82

81,3

83

85

Режим работы

Часовой

Часовой

Часовой

Часовой

Часовой

пв =

пв =

= 40%

= 40%

Сопротивление, Ом:

якоря

0,024

0,043

0,167

0,05

0,05

1,2

1,2 •

главных полюсов

0,0248

0,0408

0,063

0,0437

0,0437

0,615

0,615

добавочных полюсов

0,0157

0,229

0,0207

0,0207

0,29

0,29

Направление вращения

Реверс

Реверс

Реверс

Реверс

Реверс

Правое

Правое

(со стороны свободно-

го конца вала)

Рис 20.20. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-7П

part10-31.jpg
part10-32.jpg

Рис 20 21. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭДР-10П,

ЭДР-ИП, ЭДР-15П'и ЭДР-25П


part10-33.jpg

Таблица 20.20

Тип

двигателя

Часть двигателя

Предельно допустимое превышение температуры,

°С

ЭД-205, ЭД-205А

Обмотка якоря Обмотка возбуждения Коллектор

170 190

105

ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П, ЭДР-25П

Обмотка якоря

Обмотка возбуждения Коллектор

150 166 95

Двигатели ЭДР-ПП и ЭДР-25П нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 % и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального напряжения электродвигателей.

Степень искрения электродвигателей при номинальном режиме не превышает 1'/2 по ГОСТ 183-74.

Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности двигателей ЭДР-7П, ЭДР-ЮП, ЭДР-ПП, ЭДР-15П и ЭДР-25П,-не более ±5%; двигателей ЭД-205 и ЭД-205 А - не более ±7,5%.

Показатели надежности и долговечности:

Срок службы до списания, лет . .       8

Вероятность безотказной работы

в течение 720 ч.......      0,9

Среднее время безотказной работы, ч ..........   23 000

Назначенный ресурс, ч .■ . . . .   27000

20.8.4. Тяговые взрывозащищенные двигатели постоянного тока типа ДК-800БМ

Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов, работающих в невзрывоопасной среде.

Климатическое исполнение — У и Т категории 5 по ГОСТ 15150-69.

Расшифровка обозначения электродвигателя : буквы ДК — двигатель коллекторный, 800 — порядковый номер двигателя, Б — исполнение электродвигателя — РН (руднич-

Технические данные двигателя

Мощность, кВт......        12,2

Напряжение, В.......        250

Ток, А..........         58

Частота вращения, об/мин:

номинальная......        480

максимально допустимая .        960

КПД, %.........       84,9

Режим работы......    Часовой

Возбуждение.......    Последовательное Сопротивление при 15 °С, Ом:

обмотки якоря.....       6,193

обмотки главных полюсов       0,204

ное нормальное), М — модернизированный.

Исполнение двигателя по взрывозащи-те - РН согласно требованиям ТУ 16-514.182-74 и ПИВРЭ.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя приведены на рис. 20.22.

Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69:

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха, °С........-50ч- +40

Запыленность воздуха, мг/мЗ 200

Двигатель имеет закрытое исполнение с естественным охлаждением — ICA00 по ГОСТ 20459-75.

По уровню вибрации двигатель соответствует классам вибрации 4, 5 по ГОСТ 16921-83.

Двигатель изготовляется с изоляцией класса нагревостойкости F по ГОСТ 8865-87.

Сопротивление изоляции обмоток двигателя относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей двигателя по отношению к температуре окружающего воздуха не более:

Обмотка якоря....... 150

Обмотка возбуждения.....165

Коллектор......... 95

Двигатель нормально работает при повышении напряжения питающей сети на 21%, а в режиме торможения — на 27% сверх номинального напряжения электродвигателя.


part10-34.jpg

Рис. 20.22. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ДК-800 БМ

Степень искрения двигателя при номинальном режиме не превышает Vj2 по ГОСТ 183-74.

Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем минимальной мощности, — не более + 5 %.

Двигатель соответствует группе условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516-72.

Показатели надежности и долговечности двигателя:

Срок службы до первого капитального ремонта, лет .... 7

Вероятность безотказной работы

в течение 720 ч.......0,9

Назначенный ресурс, ч . . . . 27000

Двигатель имеет фланец для соединения с редуктором и ушки для крепления к раме электровоза. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными. Подшипники — роликовые. Задний подшипниковый щит имеет наружный замок для посадки корпуса редуктора.

20.8.5. Тяговые взрывозашитные двигатели постоянного тока серии ЭТ

Двигатели предназначены для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов.

Климатическое исполнение — У катего-

Таблица 20.21. Технические данные двигателей серии ЭТ

Наименование

ЭТ-31

ЭТ-46

Мощность, кВт

31

45

Напряжение, В

250

250

Ток, А

142

204

Частота вращения,

об/мин:

номинальная

1050

1320

максимальная

2650

3000

кпд, %

87

89,5

Режим работы

Часовой

рии 5 по ГОСТ 15150-69 (возможна эксплуатация в условиях, нормированных для исполнения Т категории 5).

Расшифровка обозначения двигателей: ЭТ — электродвигатель тяговый; цифра после тире указывает приближенно мощность, кВт, в часовом режиме.

Технические данные двигателей приведены в табл. 20.21, габаритные, установочные и присоединительные размеры — на рис. 20.23.

Номинальные значения климатических факторов-по ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69, при этом:


Рис. 20.23. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателей ЭТ-31 и

ЭТ-46

part10-35.jpg

Высота над уровнем моря, м, не более........ 1200

Температура окружающего воздуха, °С........-50-т- +40

Верхнее значение относительной влажности воздуха при 35 °С и более низких температурах без конденсации влаги, % . . 97

Запыленность воздуха, мг/м3 200

Двигатели — закрытого исполнения с естественным охлаждением ICA00 по ГОСТ 20459-75. Исполнение - РН согласно ПИВРЭ. Окружающая среда — невзрывоопасная.

Уровень вибрации двигателей соответствует 7-му классу по ГОСТ 16921-83.

Изоляция обмоток полюсов — класса на-гревостойкости Н, обмоток якоря — класса F.

Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре — не менее 0,5 МОм.

Предельно допустимые превышения температуры, °С, частей электродвигателей по отношению к температуре окружающего воздуха не более:

Обмотка якоря.......150

Обмотка возбуждения.....190

Коллектор......... 95

Двигатели нормально работают при повышении напряжения питающей сети на 21 %

и при работе в режиме торможения — на 27 % сверх номинального. Допускается кратковременное повышение напряжения не более 30% номинального.

Степень искрения при номинальном режиме не превышает llj2 по ГОСТ 183-74.

Разность между частотами вращения электродвигателей в одну и другую сторону при токе, соответствующем номинальной мощности, и при номинальном возбуждении, выраженная в процентах среднего арифметического обеих частот вращения, составляет не более 5% для двигателя ЭТ-31 и 4% для двигателя ЭТ-46. Допустимое отклонение частоты вращения при токе, соответствующем номинальной мощности, — не более + 5% для двигателя ЭТ-31 и ±4% для двигателя ЭТ-46.

Срок службы до капитального ремонта двигателей ЭТ-46 - 6 лет, ЭТ-31 - 8 лет.

Вероятность безотказной работы в течение 720 ч двигателей ЭТ-46 -0,97; ЭТ-31 -0,96.

Двигатели имеют фланец для соединения с редуктором и лапы-ушки для крепления к раме. Сердечники главных полюсов выполнены шихтованными из листовой стали, добавочные полюсы (при их наличии) — из стальных поковок.

Обмотка якоря волновая, выполнена прямоугольным проводом и закреплена проволочным бандажом или бандажом из стекло-ленты.


Содержание
Предыдущий § Следующий

+7(985)928-61-99 Москва, ул.Большая Переяславская, д.9