Содержание
< назад вперед >
§ 138. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
На рис.
318 представлена схема
двигателя с параллельным возбуждением
и включенным в цепь якоря пусковым реостатом. Так как обмотка возбуждения включена
параллельно в сеть, то при постоянном сопротивлении цепи возбуждения и
напряжении сети магнитный поток Ф двигателя должен быть постоянным.
Из формулы
видно, что
величина противо-э. д. с. двигателя уменьшается с увеличением тока якоря,
отчего скорость двигателя также уменьшается.
Однако, как
уже говорилось ранее, величина падения напряжения в якорной обмотке Iа rа очень мала в сравнении с напряжением U. Поэтому с увеличением нагрузочного
тока скорость вращения двигателя снижается незначительно.
Отсюда
характерным свойством двигателя с параллельным возбуждением является почти
постоянная скорость вращения при изменении нагрузки на его валу. Обычно
скорости у двигателей этого типа при достижении полной нагрузки уменьшаются
лишь на 3-5%.
Вращающий
момент двигателя пропорционален произведению тока якоря на величину магнитного
потока:
Отсюда видно,
что момент вращения двигателя с параллельным возбуждением пропорционален току
якоря:
Следовательно,
по амперметру, включенному в цепь якоря, можно судить о нагрузке двигателя.
Наибольшая
скорость вращения будет у двига теля при холостом ходе, если при этом
сопротивление регулировочного реостата полностью выведено. Размыкание цепи
возбуждения вызовет уменьшение магнитного потока двигателя до незначительной
величины потока остаточного магнетизма. Так как противо-э. д. с. должна быть
почти равна напряжению сети, то с уменьшением магнитного потока скорость
вращения двигателя резко возрастет и станет опасной для механической прочности
двигателя. Поэтому при эксплуатации двигателя необходимо следить за исправным
состоянием цепи возбуждения.
Регулирование
скорости вращения двигателя с параллельным возбуждением обычно производится
путем изменения магнитного потока с помощью регулировочного реостата в цепи
возбуждения. Этот способ регулирования скорости является наиболее экономичным.
Регулирование скорости у некоторых двигателей лежит в пределах от 1,5:1 до
4:1. Цифры показывают отношение максимальной скорости к минимальной. Пределы
регулирования ограничиваются в основном ухудшением условий коммутации и
механической прочностью якоря.
Изменение
направления вращения двигателей с параллельным возбуждением можно производить
изменением направления тока в обмотке возбуждения полюсов или изменением
направления тока в обмотке якоря. Обычно перемена вращения осуществляется вторым
способом, так как всякие операции с обмоткой возбуждения опасны для
обслуживающего персонала и нежелательны ввиду появления э. д. с. самоиндукции,
могущей вызвать пробой изоляции обмотки и обгорание контактов.
Двигатели с параллельным
возбуждением применяются в сетях постоянного тока для привода некоторых
станков, механизмов (подвесные электрические дороги, насосы, вентиляторы,
ткацкие машины, прокатные станы, шахтные подъемники), требующих постоянной
скорости вращения или широкой регулировки скорости.
|