<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
Двигатели с улучшенными пусковыми свойствами
§ 96. ДВИГАТЕЛИ С УЛУЧШЕННЫМИ ПУСКОВЫМИ
СВОЙСТВАМИ
Простота конструкции и
надежность в эксплуатации двигателей с короткозамкнутым ротором являются их
очень существенным достоинством, благодаря чему они получили очень широкое
применение в промышленности. Однако эти двигатели имеют плохие пусковые
характеристики.
Значительное улучшение
пусковых характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором
достигается изменением конструкции ротора: используют роторы с двойной
короткозамкну-т0й обмоткой и с глубокими пазами.
Ротор с двойной
короткозамкнутой обмоткой был впервые предложен М. О. Доливо-Добровольским в 1889 г. Он имеет две
короткозамкнутые обмотки, выполненные в виде беличьих клеток (рис. 118).
Число пазов верхней А и
нижней Б клеток может быть одинаково или различно. Наружная обмотка А
выполнена из стержней малого поперечного сечения, а внутренняя обмотка Б — из
стержней большого поперечного сечения. Поэтому активное сопротивление обмотки А
оказывается значительно большим, чем активное сопротивление обмотки Б (rA>rБ). Вследствие того что стержни внутренней обмотки Б
глубоко погружены в тело ротора и окружены сталью, индуктивное сопротивление
внутренней обмотки значительно больше, чем индуктивное сопротивление внешней
обмотки (XБ>>Ха).
Принцип действия этого
двигателя состоит в следующем. В момент включения двигателя в сеть ротор
неподвижен и частота тока в роторе равна частоте тока сети
f2=f1. Ток в
обмотках А и Б распределяется обратно пропорционально их полным сопротивлениям.
Так как реактивные
сопротивления обмоток асинхронных машин значительно больше их активных
сопротивлений, то при пуске в ход распределение тока между обмотками А к Б
примерно обратно пропорционально их индуктивным сопротивлениям. Поэтому при
пуске в ход ток в основном протекает по проводникам внешней обмотки А, имеющей
меньшее индуктивное и большее активное сопротивление. Эта обмотка называется
пусковой.
В рабочем режиме скольжение
мало и, следовательно, частота тока в роторе также мала (f2»0). Поэтому индуктивные сопротивления обмоток не имеют
значения и токи в обмотках А и Б обратно
пропорциональны их активным сопротивлениям.
Таким образом, в рабочем
режиме ток в основном протекает по проводникам внутренней обмотки Б, имеющим
меньшее активное сопротивление. Эта обмотка называется рабочей. При такой конструкции ротора увеличивается активное
сопротивление его обмоток в момент пуска в ход двигателя, что уменьшает
пусковой ток и увеличивает пусковой момент так же, как включение пускового
реостата в цепь фазного ротора.
В двигателях с глубокими
пазами на роторе коротко замкнутая обмотка
ротора выполняется в
виде тонких и высоких
полос (рис. 119). При такой конструкции обмотки происходит оттеснение
тока к верхней части
проводников вследствие того,
что нижние
части проводников сцеплены с большим числом магнитных
линий потока рассеяния, чем верхние части.
Таким образом, ток,
протекающий по проводникам, стремится сконцентрироваться преимущественно в
верхней их части, что равносильно уменьшению поперечного сечения или увеличению
активного сопротивления этих проводников.
Это явление оттеснения тока в
верхние части проводников особенно сильно сказывается в момент включения двигателя,
когда частота тока в роторе равна частоте тока сети, и, следовательно,
при пуске в ход повышается активное сопротивление обмотки
ротора, что увеличивает пусковой момент. При увеличении скорости
вращения ротора частота тока в его обмотке уменьшается и ток более равномерно
распределяется по сечению
стержней, и при нормальной скорости
вращения неравномерность
распределения тока по поперечному сечению стержней почти полностью исчезает.
Пусковой момент двигателей этого типа Мп= (1 ÷1,5) Мн,
а пусковой ток
Iп= (4÷5)
Iн.
Таким образом,
в двигателях с
двойной короткозамкнутой обмоткой и с глубокими пазами пусковые моменты
больше и пусковые токи меньше, чем у обычных короткозамкнутых двигателей.
Однако рабочие характеристики
этих двигателей несколько хуже, чем обычных короткозамкнутых двигателей —
несколько меньше соs
j, к. п. д. и максимальный момент, так как больше потоки
рассеяния, т. е. больше индуктивные сопротивления обмоток ротора.
<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
|