<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
Автотрансформаторы
§ 86. АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ
В конструктивном отношении
автотрансформатор подобен трансформатору: на стальном магнитопроводе помещаются
две обмотки, выполненные из проводников различного поперечного сечения. Конец
одной обмотки электрически соединяется с началом другой так, что две
последовательно соединенные обмотки образуют общую обмотку высшего напряжения.
Обмоткой низшего напряжения, являющейся частью обмотки высшего напряжения,
служит одна из двух обмоток автотрансформатора.
Таким образом, между
обмотками высшего и низшего напряжения автотрансформатора имеется не только
магнитная, но и электрическая связь.
Принципиальная схема
понижающего автотрансформатора показана на рис. 105. Первичное напряжение
подведено к зажимам А—X первичной обмотки с числом витков ω1.
Вторичной обмоткой является часть первичной а—х с числом витков ω2.
При холостом ходе
I2=0,
пренебрегая падением напряжения в сопротивлениях первичной
обмотки, можно записать уравнения равновесия э. д, с. для первичной и вторичной
обмоток в следующем виде:
Отношение напряжения
первичной и вторичной обмоток при холостом ходе называется коэффициентом трансформации автотрансформатора, т. е.
Если вторичную обмотку
автотрансформатора замкнуть на какой-либо приемник энергии, то во вторичной
цепи будет протекать ток I2. Пренебрегая потерями энергии, мощность, потребляемую
автотрансформатором из сети, можно принять равной мощности, отдаваемой во
вторичную сеть, т. е.
откуда
Таким образом, основные
соотношения трансформатора остаются без изменения в автотрансформаторах.
В общей части обмотки а — х, принадлежащей
сети высшего и низшего напряжения, протекают
токи I1 и
I2, направленные
встречно.
Если пренебречь током
холостого хода, величина которого очень мала, то можно считать, что токи
I1 и
I2 сдвинуты
по фазе на 180°, и сила тока
I12 в части обмотки а — х равна арифметической разности
сил токов вторичной и первичной сети, т. е.
В понижающем
автотрансформаторе ток I12 совпадает по направлению с током
I2, в
повышающем — направлен противоположно току
I2.
Преимуществом
автотрансформатора перед трансформатором той же полезной мощности является
меньший расход активных материалов — обмоточного провода и стали, меньшие
потери энергии, более высокий к. п. д., меньшее изменение напряжения при
изменении нагрузки.
Вес провода обмоток
автотрансформатора примерно в раз меньше веса
провода обмоток трансформатора при одинаковых плотностях тока. Это объясняется
тем, что у трансформатора на сердечнике имеются две обмотки — первичная с
числом витков ω1 поперечное сечение провода которой рассчитано
на силу тока I1 и и вторичная с числом витков ω2,
поперечное сечение провода которой рассчитано на силу тока
I2. У автотрансформатора также две обмотки, но одна из
них (часть А—а) имеет число витков (ω1— ω2) из провода, поперечное сечение которого
рассчитано на силу тока jh а другая (часть а — х) с числом витков w2 из
провода, поперечное сечение которого рассчитано на разность сил токов
I2—I1=I12
Поперечное сечение и вес
стали магнитопровода автотрансформатора также меньше сечения и веса стали
магнитопровода трансформатора. Это объясняется тем, что в трансформаторе
энергия из первичной сети во вторичную передается магнитным путем в результате
электромагнитной связи между обмотками. В автотрансформаторе энергия из
первичной сети во вторичную частично передается путем электрического
соединения первичной и вторичной сети, т. е. электрическим путем. Так как в
процессе передачи этой энергии магнитный поток не участвует, у
автотрансформатора электромагнитная мощность меньше, чем у трансформатора.
Полезная мощность
автотрансформатора при активной нагрузке равна: P2=U2I2.
Имея в виду, что
I2=I1+I12,
получим:
где Рм — электромагнитная
мощность автотрансформатора, определяющая необходимый магнитный поток,
поперечное сечение и вес стали магнитопровода. Эта мощность является расчетной
или габаритной мощностью автотрансформатора.
Наряду с преимуществами
автотрансформаторов перед трансформаторами они имеют существенные недостатки:
малое сопротивление короткого замыкания, что обусловливает большую кратность
тока короткого замыкания; возможность попадания высшего напряжения в сеть
низшего напряжения из-за электрической связи между этими сетями. Наличие
электрической связи между сетью источника и приемника энергии делает
невозможным применение автотрансформатора в том случае, когда приемник энергии
имеет заземленный полюс (в выпрямительных устройствах).
Достоинства
автотрансформаторов будут выражены тем сильнее, чем коэффициент трансформации
ближе к единице. Поэтому автотрансформаторы применяют при небольших
коэффициентах
трансформации (К=1—2).
В трехфазных сетях используют
трехфазные автотрансформаторы, обмотки которых обычно соединяются звездой.
<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
|