Двигатели для электропривода
Двигатель электрический, машина, преобразующая электрическую энергию в механическую. Д. э. —
основной вид двигателя в промышленности (см. Электропривод), на транспорте, в быту и т. д. По роду тока
различают постоянного тока электродвигатели, основное преимущество которых заключается в
возможности экономичной и плавной регулировки частоты вращения, и двигатели переменного тока.
К последним относятся: синхронные электродвигатели, у которых частота вращения жестко связана с
частотой питающего тока; асинхронные электродвигатели, частота вращения которых уменьшается с
ростом нагрузки; коллекторные электродвигатели с плавной регулировкой частоты вращения в широких
пределах.
Наиболее распространены асинхронные Д. э.; они просты в производстве и надёжны в
эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и
невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные
Д. э. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту вращения, пользуются Д. э. постоянного тока и
значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надёжные коллекторные Д. э. переменного тока.
Мощность Д. э. от десятых долей вт до десятков Мвт. Различают Д. э. в открытом исполнении, в которых вращающиеся
и токоведущие части защищены от случайного прикосновения и попадания посторонних предметов; в защищенном
исполнении (в т. ч. капле- и брызгозащищённые); закрытые (пыле- и влагозащищённые) и герметичные; взрывобезопасные,
в которых пламя не выходит за пределы двигателя при взрыве газов внутри него.
Тяговый электродвигатель, двигатель электрический, предназначенный для приведения в движение
транспортных средств (электровозов, электропоездов, тепловозов и теплоходов с электроприводом, трамваев,
троллейбусов, электромобилей и т.п.). Т. э. классифицируют по роду тока (Т. э. постоянного и переменного тока),
системе передачи вращающего усилия от вала двигателя к движущему механизму (Т. э. с индивидуальным и групповым
электроприводом), системе вентиляции (Т. э. с самовентиляцией — при мощности двигателя до 250 кВт, независимой и
смешанной вентиляцией; см. Охлаждение электрических машин). Наиболее употребительны в качестве Т. э. постоянного
тока электродвигатели, однофазные коллекторные переменного тока электродвигатели (см. Коллекторная машина) и
трёхфазные асинхронные электродвигатели. Т. э., предназначенные для транспортных средств, работающих во
взрывоопасных условиях, выпускаются в закрытом (герметичном) исполнении. Мощность современных Т. э. — от
нескольких квт до нескольких Мвт.
Постоянного тока электродвигатель, постоянного тока машина, работающая в режиме двигателя.
П. т. э. дороже двигателей переменного тока и требуют больших затрат на обслуживание, однако они позволяют плавно
и экономично регулировать частоту вращения в широких пределах, вследствие чего получили распространение на рельсовом
и безрельсовом электрифицированном транспорте, в подъёмных кранах, на прокатных станах, в устройствах автоматики и т.п.
Основные характеристики П. т. э. — зависимость частоты вращения n от вращающего момента (момента на
валу) М, называемая механической характеристикой, и зависимость вращающего момента от тока якоря (ротора) Iя. Вид
характеристик (рис. 2) определяется системой возбуждения двигателя (рис. 1); возбуждение может быть независимым,
параллельным или смешанным. При независимом и параллельном возбуждении частота вращения меняется незначительно,
зависимость n = f (M) имеет слабо выраженный падающий характер (т. н. «жёсткая» характеристика). Для
того чтобы частота вращения при изменении момента вращения менялась в широких пределах, применяют последовательное
возбуждение; при этом зависимость n = f (M) имеет явно выраженный падающий характер («мягкая»
характеристика). Иногда у П. т. э. с независимым возбуждением частота вращения по разным причинам может увеличиваться с
возрастанием момента на валу, что приводит к неустойчивой работе двигателя. Для поддержания устойчивого режима работы,
обеспечиваемого падающим характером кривой n = f (M). часто применяют смешанное возбуждение (устаревшее название —
компаундное возбуждение), при котором основной магнитный поток создаётся параллельной обмоткой возбуждения, а
последовательная обмотка является стабилизирующей. При смешанном возбуждении механическая характеристика имеет промежуточный
характер.
При подключении П. т. э. к источнику питания ток в обмотке якоря (пусковой ток) в 15—20 раз
превышает номинальное значение (в начальный момент эдс якоря равна 0 и ток ограничивается лишь сопротивлением цепи якоря).
Для того чтобы уменьшить пусковой ток, в цепь якоря включают т. н. пусковое сопротивление, которое по мере нарастания
частоты вращения постепенно уменьшают; по окончании пуска его замыкают накоротко.
П. т. э. с параллельным возбуждением имеют пределы регулирования частоты вращения примерно 1:3. У них удобнее
и дешевле всего регулировать частоту вращения реостатом в цепи возбуждения. Регулирование может производиться как в
сторону увеличения, так и в сторону уменьшения частоты вращения, причём при всех частотах вращения кпд сохраняется
достаточно высоким.
У П. т. э. с последовательным возбуждением частота вращения регулируется в сторону уменьшения реостатом в цепи
якоря, в сторону увеличения — включением параллельно обмотке возбуждения шунтирующего сопротивления. Потери
в реостате, введённом в цепь якоря, существенно снижают кпд. При шунтировании обмоток возбуждения кпд изменяется незначительно.
Синхронный электродвигатель, синхронная машина, работающая в режиме двигателя.
Статор С. э. несёт на себе многофазную (чаще всего трёхфазную) якорную обмотку. На роторе расположена обмотка
возбуждения, имеющая такое же число полюсов, как и обмотка статора. Обмотка статора подключается к сети переменного
тока, а обмотка ротора (в большинстве конструкций С. э.) — к источнику постоянного тока. В результате взаимодействия
магнитных полей статора и ротора возникает крутящий момент, под действием которого ротор вращается синхронно с вектором
напряжённости магнитного поля статора. Для возбуждения С. э. используют генераторы постоянного тока (имеющие общий вал
с двигателем, см. Возбудитель электрических машин) либо тиристорные выпрямители (см. Преобразовательная техника),
обеспечивающие более высокую (по сравнению с электромашинными возбудителями) надёжность работы двигателя. С. э. малой
мощности (до 2 квт) иногда возбуждают постоянными магнитами или реактивным током статора (реактивные электродвигатели без
обмотки возбуждения на роторе).
Известны следующие способы пуска С. э. в ход: с помощью вспомогательного
двигателя, частотный и асинхронный. В первом случае С. э. с отключенной нагрузкой разгоняется до синхронной частоты
вращения вспомогательным пусковым двигателем небольшой мощности. При частотном пуске плавно изменяется (увеличивается)
частота напряжения в статорной обмотке. При асинхронном способе пуска (получившем наибольшее распространение) вращающий
электромагнитный момент возникает в результате взаимодействия магнитного поля статора с полем тока, наведённого в
пусковой обмотке или в теле ротора; обмотку возбуждения при этом замыкают накоротко или на разрядный резистор. По
достижении ротором установившейся частоты вращения, близкой к синхронной, обмотку возбуждения размыкают и подсоединяют
к источнику постоянного тока. Синхронизирующий момент обеспечивает вхождение двигателя в синхронизм (см. Синхронизация).
Устойчивый синхронный режим работы двигателя возможен при равенстве электромагнитной и механической (тормозящей)
мощностей. В случае, если мощность нагрузки превосходит электромагнитную, двигатель выходит из синхронизма и
останавливается. Нарушение синхронной работы двигателя может быть вызвано также снижением напряжения в сети или
уменьшением тока возбуждения.
В отличие от асинхронных электродвигателей, С. э. способны при заданной
нагрузке работать с различными мощности коэффициентами (cos j). При увеличении тока возбуждения коэффициент мощности
возрастает и при определённом его значении становится равным единице; дальнейшее увеличение тока возбуждения переводит
двигатель в режим, при котором он отдаёт реактивную мощность в сеть. Т. о., в зависимости от величины тока
возбуждения реактивная мощность может отдаваться в сеть (перевозбуждение) или потребляться из сети
(недовозбуждение). С. э., работающий на холостом ходу и предназначенный для генерирования реактивной мощности,
называется компенсатором синхронным.
С. э. применяют в электроприводах, не требующих регулирования частоты вращения при отсутствии значительных перегрузок
на валу двигателя (например, для привода насосов, компрессоров, вентиляторов и т. д.). В настоящее время широкое
применение получили синхронные электродвигатели с повышенным пусковым моментом, например в приводах подач металлорежущих
станков.
|