назад | оглавление | вперед
1.2.4.1 Круговая диаграмма АД при питании от источника тока
В последнее время в связи с развитие регулируемого
асинхронного электропривода возникла необходимость изучения свойств АД при
питании его от источника тока. Это объясняется тем, что значительная часть
преобразователей частоты используемых в приводе обладает свойствами источника
тока, т.к. формируют в фазах двигателя токи, не зависящие от режима работы
машины и ее параметров.
В этом случае схема замещения АД имеет вид, показанный на
рис. 1. Построим векторную диаграмму этой цепи, совместив, как обычно, вектор
основного магнитного потока Фm
с вещественной осью (рис. 2). Тогда ток намагничивания будет сонаправлен с
потоком.
Напряжение в ветви ротора уравновешивается
суммой падений напряжений на и и при изменении скольжения вектор
тока ротора описывает
окружность диаметром с центром, расположенным в точке , где – коэффициент
рассеяния ротора.
Поскольку в исследуемой модели мы пренебрегаем потерями в
магнитопроводе, то все точки, отделяющие на круговой диаграмме дуги,
соответствующие режимам работы АД, будут симметричными относительно
вещественной оси. Точки холостого хода () и бесконечно больших скольжений () расположатся на
вещественной оси, а точка короткого замыкания () – на пересечении гипотенузы (или её
продолжения) прямоугольного треугольника ABC,
катетами которого в некотором масштабе являются (AB) и (BC).
Так как в АДУТ значение тока
статора остаётся
неизменным во всех режимах, то геометрическим местом точек конца вектора является дуга
окружности с
центром в начале координат и радиусом равным .
С другой стороны, ток получается
суммированием тока намагничивания и тока ротора, поэтому конец этого вектора
должен располагаться в точке круговой диаграммы тока , соответствующей режиму
работы АД (скольжению ). Следовательно, он будет
располагаться в точке пересечения дуги окружности, соответствующей его модулю,
с окружностью круговой диаграммы тока .
Изменение режима работы АД будет приводить к изменению
полного сопротивления участка схемы замещения,
что, при постоянном значении , вызовет изменение падения напряжения
.
С напряжением линейно связаны ток намагничивания и
диаметр окружности круговой диаграммы. Поэтому при изменении режима работы АД
круговая диаграмма будет изменять диаметр и положение центра, оставаясь внутри
касательных, образующих с вещественной осью угол . Это непосредственно
следует из рассмотрения прямоугольного треугольника, гипотенузой которого
является центр круговой диаграммы , а катетами – радиус
круговой диаграммы и касательная к ней, проведённая из
начала координат. Отсюда –
На рис. 2 показаны два режима работы АД и
соответствующие этим режимам круговые диаграммы. Чтобы не усложнять рисунок,
векторы токов изображены только для одного из режимов. В первом случае вектор находится
в точке ,
расположенной на дуге двигательного режима АД. При увеличении скольжения
двигатель переходит в режим торможения. Вследствие уменьшения диаметр
круговой диаграммы уменьшается, и она смещается к началу координат вдоль
касательных, образуя новую точку конца вектора – . Точки и
соответствуют
таким же скольжениям в генераторном режиме. Предельными положениями круговой
диаграммы будут касания дуги тока снаружи (режим холостого хода) и внутри
(режим бесконечно большого скольжения).
Существенным параметром,
определяющим интенсивность трансформации векторной диаграммы токов, является
коэффициент рассеяния ротора . В частности, он определяет величину
дуги полуокружности тока , в пределах которой может находиться
ток статора при всех возможных режимах работы АД (угол ).
Если пренебречь потоком рассеяния
ротора, то окружности векторных диаграмм выродятся в прямые линии и ,
проходящие через точки концов векторов тока намагничивания (рис.
2). При этом ток потеряет реактивную составляющую.
назад | оглавление | вперед
|