Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
3-14. Устойчивость работы машины
а) Двигатель. Рассмотрим вначале вопрос об устойчивости работы трехфазного асинхронного двигателя. Напишем уравнение вращающих моментов, действующих на ротор двигателя при изменении его скорости вращения:
мическим или моментом сил инерции. Выражение для него может быть получено следующим образом: кинетическая
тельно, М—Мст = 0. В этом случае двигатель работает с постоянной скоростью вращения, момент двигателя М уравновешивается статическим моментом Мст, т. е. М = Мст. Однако практически указанное равенство не может сохраняться длительно. Всегда возможны возмущения режима, которые вызовут изменения М или Мст и, следовательно, изменение скорости вращения. Если по прекращении возмущения система (состоящая в данном случае из двигателя и механизма) стремится вернуться в исходное состояние и к нему возвращается, то она представляет собой устойчивую систему.
Обратимся к рис. 3-45, где представлена кривая момента двигателя M=f(n2). Она легко может быть получена из ранее приведенной кривой M=f(s), так как п2= (1—s)n1. На том же рисунке приведена пунктирная кривая Мст = f(n2), соответствующая, например, изменению момента подъемного крана при изменении скорости вращения. Точки пересечения этой кривой с кривой момента двигателя получаются при равенстве М=Мст.
Правая точка соответствует устойчивой работе; здесь при возмущении, вызвавшем положительное приращение скорости вращения, возникает от-
Рис. 3-45. К рассмотрению устойчивости работы асинхронного двигателя.
Рис. 3-46. Схема для реверсирования двигателя (изменения направления вращения) и для перевода его в режим работы тормозом (для сокращения времени выбега).
рицательный избыточный момент Мизб=М—Мст, стремящийся замедлить вращение; при возмущении, вызвавшем отрицательное приращение скорости вращения, избыточный момент Мизб = М—Мст будет положительным, ускоряющим вращение. В левой точке устойчивая работа невозможна, так как здесь при отклонении скорости вращения в любую сторону возникает избыточный момент, действующий в ту же сторону.
Следовательно, неравенство
может служить критерием устойчивости работы. При соблюдении этого неравенства работа будет устойчивой, при несоблюдении его — неустойчивой.
б) Тормоз. Обратимся к рассмотрению работы машины тормозом. Этот режим работы (при s>l) иногда применяется при необходимости быстро затормозить механизм, приводимый во вращение асинхронным двигателем. В этом случае применяется та же схема, что и при реверсировании двигателя (рис. 3-46). Для перевода машины в тормозной режим нужно изменить в ней направление вращения поля, что делается при помощи показанного на рис. 3-46 переключателя.
Если тормозной режим используется только для быстрой остановки машины, то устойчивость этого режима не имеет значения; но иногда требуется длительная работа машины
Рис. 3-47. Устойчивость работы машины в тормозном режиме.
Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
|