Содержание Предыдущий § Следующий
5-8. РЕЖИМЫ СУШКИ И ПРОПИТКИ
Ориентировочные данные ио режимам сушки и пропитки приведены в табл. 5-1. При выборе режимов необходимо иметь в виду следующее:
1. Приведенное в таблице время сушки является ориентировочным. Более точно время сушки может быть установлено по сопротивлению изоляции и отсутствию отлипа.
Большие значения времени, приведенные в таблице, относятся к машинам 100 кет и выше, меньшие — к малым машинам менее 1 кет. Чем толще изоляция обмоток от корпуса, чем больше витков в катушках-секциях, тем больше время сушки и пропитки.
Температура сушки указана в разд. 5-6.
2. Для машин нормального исполнения, работающих в сухих помещениях, пропитка обмотанных статоров, роторов, якорей, а затем покрытие проводятся 1—2 раза.
Для машин повышенной влагостойкости пропитка статоров, роторов, якорей проводится 2—3 раза; влагостойкого и химостойкого исполнения — до 5 раз. Покрытие производится дважды. Каждая последующая пропитка проводится с сокращением времени пребывания в лаке и удлинением времени сушки после пропитки. Для якорей (роторов) с открытым пазом и креплением обмотки бандажами во избежание их ослабления рекомендуется проводить все пропитки, кроме последней, с временными бандажами. Перед последней пропиткой накладывают гоостоянные бандажи, проводят сокращенную по времени сушку и затем последнюю пропитку и наиболее продолжительную сушку. Для вращающихся обмо-
Таблица 5-1
Деталь
|
Провод
|
Время сушки
до пропитки, ч
|
Лак
|
Время сушки после пропитки, ч
|
Класс изоляции
|
Катушки многовитковые (шунтовые и т. д.)
|
пэл, пэв, пэтв
ПЭЛШО, ПЭЛБО
пэтсо пэтксо
|
1—4
|
321т, ПФЛ8в, 458 321т, ПФЛ8в, 458 447, 321, МЛ92 МГМ8 ЭФЗБСУ
|
10—30
|
Катушки, секции
|
ПБД ПСД
псдк
|
2—6
|
458, 460 447, МГМ8, МЛ92 ЭФЗБСУ, К47
|
без корпусной изоляции 2—6 с корпусной изоляцией 4—12
|
Обмотанные: статоры, роторы (всып-ная шаблонная обмотка)
|
А, Е В
F
н
|
3—10
|
321 т, ПФЛ8в, 458 447, 460 МГМ8, МЛ92 ЭФЗБСУ, К47
|
5—20
|
Якори
|
А, Е В F Н
|
3—10
|
321 т, ПФЛ8в 458 447, 460 МЛ92 МГМ8 ЭФЗБСУ
|
8—25
|
Индукторы
|
В F
|
3—10
|
9—627, 321 ЭФЗБСУ
|
8—25
|
ток время сушки должно быть выбрано достаточным, чтобы предупредить разбрызгивание лака при запуске машины.
3. Пропитка секций и катушек проводится 2 раза. Мягкие секции всыпной обмотки пропитывают в жидком лаке (10—12" ВЗ-4).
4. Прсититка катушек из эмальпровода ПЭЛ, ПЭВ, ПЭТВ проводится водоэмульсионными лаками (32IT, ПФЛ8В) или лаком № 458 на скипидаре, так как другие растворители, в особенности бензол, вредно действуют на эмалевую изоляцию провода. Температура и время пребывания в лаке выбираются минимальными. Многовитковые катушки целесообразно пропитывать с применением вакумм-прощесса. Температуру сушки проводов с винифлексовой изоляцией во избежание потери гибкости изоляции следует принимать не выше 100° С.
5. Режимы сушки для покровных лаков-эмалей приведены в табл. 5-2.
Таблица 5-2
Класс изоляции
|
Лак, эмаль
|
Сушка
|
Температура, "С
|
Время, час
|
А, Е, В F, Н
F, Н А, Е, В
|
СПД, 460 ПКЭ 14
ПКЭ 19 СВД, КВД 462п
|
105—125 120
|
6—12
3—4
|
180Н-200 120 20° ± 5°С
|
12—18
8—12 18—24
|
6. Нанесение покровных лаков воздушной сушки (№ 462, СВД) пульверизатором проводится дважды с промежуточной подсушкой 30 мин. Для ускорения сушки покровных лаков-эмалей воздушной сушки может применяться нагрев до 70—80° С. Покровные лаки рекомендуется наносить на горячие (неостывшие) обмотки.
7. Пропитка машин химически стойкого исполнения проводится лаками № 477, 1154, 9—627; покрытие — эмалью СПД.
8. Полюсные катушки, намотанные из шинной меди с проклейкой витков цементирующими лаками, роторы
турбогенераторов, изоляционные гильзы и формованные из миканита детали подвергаются запеканию.
Температура при запекании колеблется для шеллачных лаков в пределах 125—150° С, бакелитовых 100— 120° С, глифталевых 150—200° С. Подъем температуры должен быть плавным с выдержкой на промежуточных температурах.
Время запекания зависит от сложности детали и колеблется от получаса (гильзы, катушки на ребро) до нескольких дней (роторы турбогенераторов).
>9. Для защиты лобовых частей обмотки статоров небольших асинхронных двигателей от разрушающего действия пыли, влаги, кислот, щелочей применяется обмазка пастой типа ЭЛСИ (бакелитовый или глифталевый лак 35%, тальк 32%, цемент 32%, растворитель — толуол). Пасту наносят рукой или деревянной лопаточкой дважды. После первого нанесения пасты, заполняющей все неровности лобовой части, следует сушка на воздухе, а затем в течи при температуре 80—120° С в течение 4—6 ч.
Далее, наносится второй слой, создающий гладкую ровную поверхность лобовой части без отдельных выступающих проводников и т. п. После сушки второго слоя поверхность лобовой части покрывается покровным лаком или эмалью.
Следует иметь в виду, что обмазка лобовой части ухудшает теплоотдачу и на 10—15% снижает допустимую по нагреву мощность. Перед нанесением пасты на обмотку, бывшую в эксплуатации, следует тщательно очистить обмотку от пыли, грязи, масла и т. п.
Содержание Предыдущий § Следующий
|