Содержание Предыдущий § Следующий
5-6. ПРОПИТКА ОБМОТОК
Для обеспечения необходимых изоляционных свойств изоляция обмоток должна быть пропитана и покрыта специальными лаками — компаундами.
Целью пропиточных и компаундировочных процессов является по возможности глубокое заполнение пустот .и пор изоляции. Такое заполнение предотвращает проникновение в поры влаги, создает прочную теплопроводную изоляцию, резко удлиняет срок службы изоляции.
Пропитка обмоток должна производиться как в случае каких-либо ремонтов обмоток (частичная или полная замена и т. д.), так и профилактическая для восстановления необходимых свойств изоляции. Сроки проведения профилактических пропиток зависят от условий эксплуатации машины и состояния изоляции ( ориентировочно 1 раз в течение 1—б лет.
Если пропитке подвергается деталь со старой обмоткой, то она должна быть тщательно очищена тряпкой, смоченной в бензине, должны быть сняты всякого рода чехлы, бандажи и т. п., под которыми могут оставаться сгустки лака.
Для удаления пришедшего в «егодность (потрескавшегося, отслоившегося, потемневшего, хрупкого и т. п.) слоя покровного лака его размягчают погружением (на 15—20 мин) поверхности детали в растворитель (бензол, четыреххлористый углерод).
После размягчения покрового слоя его удаляют деревянными скребками и жесткими волосяными щетками. Поверхность обмотки и активной стали протирают после этого тряпками.
Подлежащая пропитке деталь (обмотка, материал) должна быть предварительно высушена для удаления
* Имеются в виду главным образом масляно-битумные лаки и эмали воздушной сушки.
влаги из пор изоляции. Сушка может быть проведена в сушильной печи при температуре 100—115° С или в вакуум-баке (см. ниже). Наилучшие результаты дает сушка под (вакуумом, требующая минимального времени.
После сушки детали подвергаются пропитке В зависимости от местных возможностей применяют различные способы пропитки.
Одним из лучших способов пропитки является погружение пропитываемой детали целиком в бак с жидким лаком, причем якоря погружают в бак вертикально коллектором вверх. Лак не должен доходить до петушков коллектора на 10—20 мм. Деталь выдерживают в лаке до прекращения выделения пузырьков воздуха. При отсутствии достаточно большой ванны с лаком пропитку статорной обмотки можно производить обливанием обмотки при вертикальном расположении оси статора. После обливания одной стороны статор переворачивают и операция повторяется. Под статор ставят противень, в который стекает лак. Для якорей и роторов пропитка может производиться ирокатыванием их в противне с лаком.
До погружения в лак детали необходимо охладить до температуры 55—70° С, так как иначе будут происходить бурное испарение разбавителя и повышение вязкости лака, обволакивающего поверхность изделия. Это обстоятельство будет ухудшать пропитку.
После пропитки деталь ставят с таким наклоном, чтобы дать стечь лаку, без задержки внутри, для чего деталь несколько раз поворачивают. Статор следует укладывать последовательно, сначала «а один, затем на другой торец.
После стекания лака тряпкой, смоченной в бензине, протирают все поверхности, где недопустима лаковая пленка (выводные концы, поверхности стали ротора или статора, расточка, замки, валы и т. д.), и деталь подвергают сушке.
Если сушка до пропитки преследует цель испарения влаги, то после пропитки — удаление из пор изоляции растворителя лака, а для лаков печной сушки, кроме того, «запекание» лаковой пленки.
Температура в печи при сушке пропитан-иых деталей может быть выбрана выше, чем 'непропи-танных, однако по производственным условиям обычно
обе сушки проводятся при одинаковой температуре Температура при сушке выбирается в пределах:
класс изоляции А, Е —105—125° С В —120—140° С F, Н —180—200° С
Для изоляции класса Н сушка после пропитки производится двумя ступенями: вначале в течение 2—3 ч ири температуре 120° С, а затем при температуре 180° С
Хорошо просушенная после пропитки деталь должна иметь лаковую пленку, совершенно не липнущую к пальцам.
Хорошо просушенная изоляция характеризуется высокой величиной сопротивления и постоянством этой величины в течение 2—4 последних часов сушки, поэтому следует проверить, достаточно ли она просушена, путем измерения сопротивления
Установить общие нормы минимально допустимого сопротивления изоляции в процессе пропитки и сушки затруднительно, однако можно указать, что сопротивление изоляции горячих обмоток машин мощностью до 100 кет на напряжение до 500 в к концу сушки (после пропитки) должно быть следующим
статора.......более 3 Мом
ротора.......более 1 »
якоря.......более 5 »
Пропитка (с последующей сушкой) может быть двух-, трех- и более (до 6-ти) кратной. Повторными пропитками увеличивают влагостойкость изоляции.
Весьма хорошие результаты, в особенности для мно-говитковых катушек и многослойной изоляции, дает пропитка под давлением (30 мин— 1 ч, 3—4 ат, температура лака 60—70° С) после сушки вначале в печи (100— 110°С, 2—3 ч), а затем под вакуумом (1—2 ч при 60— 70° С, остаточное давление 20—40 мм рт. ст).
После такой пропитки следует сушка в течение 1 ч на воздухе и затем в печи при 115° С
Для защиты лаковой пленки и для придания изоляции повышенной влагостойкости, маслостойкости, дуго-стойкости, химостойкости и т д. детали (обмоткодержа-тели и др ) и пропитанные обмотки покрывают покровными лаками и эмалями.
Покрытие производится окраской кистями, разбрызгиванием (пульверизацией), погружением Для мащин
большего габарита, которые не могут быть поставлены в печь, применяются покровные лаки, предназначенные для воздушной сушки. Для небольших машин целесообразно применение покровных лаков, допускающих печную сушку.
Покрытие обычно производится дважды.
Режим сушки и пропитки, т. е т&мпература и длительность процесса, зависит как от конструкции и размеров пропитываемой детали, материала, так и от типа лака. Поэтому, прежде чем будет определен режим сушки — пропитки, следует установить, какие лаки применяются для этой цели.
Содержание Предыдущий § Следующий
|