Содержание Предыдущий § Следующий
4-9. РЕМОНТ ОБМОТОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
Возможные повреждения катушек:
межвитковое замыкание, ослабление шек, обрывы, 'пробой изоляции на корпус.
Межвитковые замыкания, ухудшение
контакта в местах паек, обрывы могут быть обнаружены по измерению напряжения на
катушке при пропускании через нее тока. Межвитковые замыкания дают
пониженное напряжение, а ослабление паек—повышенное напряжение на катушке
по сравнению с остальными исправными катушками. При большом числе витков в
катушке этот метод недостаточно чувствителен. IB этом случае межвитковые
замыкания могут быть обнаружены по отсчету ваттметра при надевании катушки 1
на сердечник трансформатора (рис. 4-31). Замкнутые витки обнаружатся также по
нагреву катушки и пониженному напряжению на ее зажимах (по сравнению с
расчетным). Для проверки межвитково-го замыкания и одновременного контроля
Рис. 4-31. Испытание катушки на межвитковые замыкания.
количества намотанных витков
применяется схема рис. 4-32, в которой испытуемая катушка в включается
навстречу эталонной а, число витков которой известно и может изменяться
при помощи выводов и переключателя. Катушки помещаются на сердечник из листовой
электротехнической стали, и в сердечнике при помощи катушки к\—«^
возбуждается переменный (50 гц) магнитный поток.
Если испытуемая катушка имеет расчетное
число витков и не имеет замыканий между витками, то ваттметры Wx и W2
не дают отклонений.
Весьма удобными для контроля катушек
являются импульсные аппараты типа СМ (см. § 3-12), которые позволяют обнаружить
отклонение (другое число витков, наличие замыканий между витками) испытуемой
катушки от эталонной. При этом не требуется надевать катушки на сердечник.
У синхронных машин межвитковые
замыкания в катушках возбуждения могут быть обнаружены возбуждением статора
переменным током пониженного напряже-
ния по сравнению с номинальным при
неподвижном пн-дукторе. Катушка с короткозамкнутыми витками будет
иметь пониженное напряжение.
Межвитковые замыкания в катушках
возбуждения синхронных машин часто появляются только при вращении ротора под
действием центробежной силы. Для определения места повреждения в таких случаях
нужно измерить падение напряжения 1 в отдельных катушках ро-i торов на ходу. Для
этой j цели делается специаль-"* ный вывод, соединяющий по очереди межкатушечные
соединения с валом машины (рис. 4-33). При помощи медных щеток, наложенных на
одно из рабочих колец и вал и соединенных с вольтметром, измеряется напряжение
на катушках при вращении ротора.
Определение катушки, в которой имеет
место замыкание на землю, может быть произведено по схеме потенциометра,
приведенной на рис. 4-34.
Рис. 4-32. Проверка числа витков в
катушке.
i(, — K2—намагничивающие
катушки; а— эталон при проверке числа витков; б — эталон при проверке на
межвитковое; в — испытуемая катушка при проверке числа витков; г —
испытуемая катушка при проверке на межвитковое; Wlt Wa—
ваттметры.
В этой схеме параллельно обмотке
возбуждения, состоящей из последовательно включенных катушек, включается
реостат, а между ползушкой реостата и валом— вольтметр. Приложенное к обмотке и
реостату напряжение равномерно распределяется по катушкам и обмотке реостата.
Если в точке / обмотки есть соединение с корпусом, то эта точка имеет
определенное напряжение по отношению к
плюсовому питающему проводу или контактному кольцу.
Передвигая движок реостата, можно
поставить
Рис. 4-33 Проверка роторных ка- Рис. 4-34. Проверка роторных тушек на
межвитковые замыкания. катушек на замыкание на корпус способом
потенциометра.
вольтметр под точно такое же напряжение
(точка 2 реостата). В этот момент между точками 1 и 2 не
будет существовать никакого напряжения и стрелка вольтметра станет на нуль. Этот
опыт может проводиться и при вращающемся роторе. В последнем случае стрелка
вольтметра может качаться, что указывает на неустойчивый характер замыкания на
корпус. Положение движка реостата позволяет приблизительно найти место
замыкания, Если, например, для установки стрелки вольтметра на нуль пришлось
отодвинуть движок реостата на 'Д всей его длины (считая от плюсового провода),
то место замыкания должно находиться в катушке, между которой и плюсовым
проводом (кольцом) будет расположена четверть всего числа катушек. Опыт должен
проводиться при рабочем напряжении ротора, чтобы переходные контакты между
щеткой и кольцом не искажали результатов.
Рис. 4-35. Шаблон для намотки катушек.
Рис. 4-36. Скрепление витков катушек
лентой.
Успокоительные обмотки синхронных машин
могут иметь повреждения в виде распайки соединений между стержнями и шинами,
ослабление контактов между шинами в местах разъема и т. д.
Намотка катушек из круглой или
шинной меди плашмя ведется на шаблонах из твердого дерева (рис. 4-35). Для
облегчения выбивки шаблона из катушки он имеет косой разрез. Если ремонтируемая
катушка была намотана на каркасе, то намотка новой выполняется на этом же
каркасе. На дно шаблона укладывают ленту, которой скрепляют слои по мере их
укладки. Это в особенности важно при намотке ступенчатых катушек со скосом (рис.
4-36).
Намотка катушек из шинной меди на
ребро может производиться на токарном станке. Для направления шины при
намотке служит специальная вилка. После намотки медь отжигают и прессуют между
стальными планками для исправления деформаций сечения. Намотка катушек на ребро
в условиях ремонта требуется чрезвычайно редко, так как обычно имеется
возможность переизолировать старую катушку.
Для смены межвитковой изоляции катушку,
намотанную на ребро, растягивают как пружину.
Особо тщательно нужно выполнять
изоляцию пере'хо-
Рис. 4-37. Изоляция выводов катушек.
дов из слоя в слой и выводов.
Выводы должны быть надежно укреплены на катушке (рис. 4-37). Для катушки из меди
малого сечения выводы из медной ленты, изолированной лакотканью или миканитом,
бандажируют самими витками меди катушки. Для меди больших сечений, намотанной
плашмя, выводные патроны, пластины и т. д. бандажируют при общей изолировке
катушки, а если катушки не изолируют, то накладывают специальный проволочный
бандаж, изолированный от меди.
Катушки для улучшения теплопроводности
и уменьшения гигроскопичности изоляции проходят двукратную пропитку или
компаундировку. Первую делают до нанесения общей (наружной) изоляции,
вторую—после общей изолировки. Катушки, намотанные на ребро, до общей изолировки
подвергают обычно запечке межвитко-вой изоляции, для чего катушку с заложенными
между витками изоляционными прокладками пропитывают погружением в лак, стягивают
струбциной и помещают в печь.
Содержание Предыдущий § Следующий
|