Содержание Предыдущий § Следующий
23.2. Высокомоментные двигатели постоянного тока для электроприводов подач металлорежущих станков
23.2.1. Общие технические требования
Высокомоментные двигатели находят широкое применение в тиристорных и транзисторных электроприводах и прежде всего — в приводах подач металлорежущих станков. Использование в конструкции таких двигателей высокоэнергетических постоянных магнитов по сравнению с электромагнитным возбуждением обеспечивает высокие значения углового ускорения в переходных режимах работы; равномерный ход при малых частотах вращения; способность выдержать большую перегрузку по току без размагничивания магнитной системы; относительно большую тепловую постоянную времени и возможность установки двигателей в механизмах подачи станков непосредственно на ходовой винт.
Общие технические требования к двигателям регламентируются ГОСТ 25778-83, а также СТ СЭВ 3773-82.
По устойчивости к внешним воздействиям электроприводы предназначаются для работы на высоте над уровнем моря не более 1000 м, при температуре окружающего воздуха для электродвигателя и тахо-генератора от 5 до 40 °С, при максимальной относительной влажности воздуха 80% при температуре 30 °С, в невзрывоопасной окружающей среде, не содержащей агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, в закрытых стационарных помещениях при отсутствии непосредственного воздействия солнечной радиации. Двигатели должны выдерживать вибрацию до 60 Гц при ускорении не более 9,81 м/с2.
Длительный момент двигателей А/До, Н-м, при скорости, равной нулю, соответствует значениям следующего ряда: 0,35; 0,47; 0,7; 1,0; 1,3; 1,7; 2,3(2,1); 3,5; 4,7; 7,0; 10; 13; 17; 23(21); 35; 47; 70; 100; 130; 170. В зависимости от назначения двигателя допускаются следующие максимальные частоты вращения:
Мдо, Н ■ М "тах> Об/мИН
I II
0,35-7...... 2000 3000
10-100...... 1500 2000
100-170..... 1000 2000
Электроприводы в переходных режимах должны допускать в течение времени не более 0,2 с значения максимального момента не менее указанных в табл. 23.6.
Во всех режимах работы, включая изменение нагрузки и переходные режимы ускорения и замедления, среднеквадратичное значение вращающего момента двигателя не должно превышать значения длительного момента.
Момент при вращении на максимальной частоте должен быть не менее О,5Мдо в течение 1 мин.
Электроприводы должны обеспечивать момент, равный МДо, в режиме S1 по ГОСТ 183-74 в диапазоне частоты вращения от 0 до 0,25итах.
Степень защиты электродвигателей с естественной вентиляцией — IP44. Электродвигатели с принудительным охлаждением должны иметь степень защиты IP22 и фильтр очистки охлаждающего воздуха.
Степень защиты датчиков угла поворота и частота вращения после встройки их в электродвигатель должна быть IP44.
Формы исполнения двигателей — IM3001, IM3011, IM3O31.
Уровень вибрации двигателей должен соответствовать классу вибрации 0,7 или 1,8 по ГОСТ 16921-71 для высот оси вращения до 132 мм; 1,7 или 2,8 для высот оси вращения 132 мм.
Уровень вибрации оценивается при п = = 0,5птах. Допустимые пределы уровня шума для электродвигателей должны соответствовать классу 1 или 2 по ГОСТ 16372-77.
Уровень шума оценивается при п = = 0,5птах. Зависимость между длительными моментами, диаметрами валов и размерами фланцев должна соответствовать данным, приведенным ниже:
Длительный момент,
|
Размер флан-
|
Диаметр вала
|
Н м
|
ца максималь-минимальный
|
|
ный, мм
|
мм
|
До 0 35 . . . .
|
85
|
9
|
0,5-1,3 . . .
|
ПО
|
11
|
1,7-2,3 . . .
|
130
|
16
|
3,5-4,7 . . .
|
165
|
18
|
7-10 ....
|
165
|
28
|
14-35 ....
|
215
|
32
|
47-70 ....
|
265
|
38
|
100-170 . . .
|
300
|
48
|
Допуски на концентричность центрирующей заточки, на перпендикулярность опорного фланца по отношению к валу и на биение свободного конца вала электродви-
Таблица 23.6
Диапазон частот вращения
|
Максимальный момент электропривода при силовом преобразователе
|
транзисторном и транзистор-но-тиристорном
|
тиристорном
|
От птах до 0,5 птах От 0,5итш: до 0,25лтал: От 0,25птал. до 0
|
От Мдо до 2,5 Мдо ЗЛ/до ЗМдо
|
От Л/до ДО ЗД/до От ЗА/до до 4Д/до От 4Л/до до 6Л/до
|
гателя должны быть не ниже класса «Повышенная точность» по ГОСТ 8592-79.
Высокомоментные двигатели для согласования с системой управления снабжаются тахогенератором интегрального исполнения, датчиком пути, электромагнитным тормозом и тепловой защитой.
Минимальное значение среднего углового ускорения при нагрузке электропривода дополнительным моментом инерции при скорости 0,5птах должно быть не менее значений, указанных ниже:
Длительный момент, Нм
|
Дополнительный момент инерции, 1СГ4 кг-м2
|
Минимальное значение среднего углового ускорения, рад/с2
|
0,35 . .
|
1,5
|
5000
|
0,47 . .
|
1,8-2
|
4500
|
0,7 ...
|
1,8-2,5
|
4500
|
1 . . .
|
1,8-3
|
4000
|
1,3 ...
|
2-5
|
4000
|
1,7 ...
|
5-7
|
4000
|
2,3 ...
|
7-12
|
3500
|
3,5 ...
|
10-20
|
3000
|
4,7 ...
|
15-30
|
3000
|
7 ...
|
20-60
|
3000
|
10 ...
|
30-110
|
1800
|
13 ...
|
100-150
|
1700
|
17 ...
|
150-220
|
1700
|
23 ...
|
150-320
|
1700
|
35 ...
|
300-500
|
1350
|
47 ...
|
500-640
|
1250
|
70 ...
|
. 300-1000
|
1100
|
100 . . .
|
. 1000-1250
|
1000
|
130 . . .
|
1400
|
900
|
170 . . .
|
1500
|
750
|
23.2.2. Двигатели постоянного тока серии ДК1
Двигатели серии ДК1 предназначены для эксплуатации в следяще-регулируемых электроприводах механизмов подач металлообрабатывающих станков и в манипуляторах
с программным управлением, а также в станках для сверления печатных плат и термохимической обработки металлов.
Двигатели изготовляют с номинальным моментом 1,7; 2,3; 3,5; 5,2 Н-м. Они имеют фланцевое исполнение IM300 по ГОСТ 2479-79, степень защиты IP44 по ГОСТ 14254-80, естественное охлаждение. Двигатели допускают эксплуатацию при любом положении в пространстве.
Основные технические данные двигателей серии ДК1 представлены в табл. 23.7.
Номинальные данные соответствуют режиму работы S1 по ГОСТ 183-74 и питанию двигателей практически постоянным током.
Кратность максимальных моментов в долях номинального из-за коммутационных ограничений в двигателях ДК1 в зависимости от частоты вращения составляет:
Тип двигателя Диапазон частот вращения, об/мин
0-500 500-1000 1000--2000
ДЮ-1,7 . .
|
7
|
7
|
7
|
ДК1-2.3 . .
|
7
|
7
|
7
|
ДК1-3.5 . .
|
7
|
5
|
3
|
ДК1-5.2 . .
|
7
|
5
|
3
|
В режимах работы S2 и S3 среднеквадратичный ток двигателя не должен превышать номинального. Постоянные нагрева двигателей — 45—60 мин.
Электромеханические постоянные двигателей ДК1 находятся в пределах 25 — 10 мс, а электромагнитные — 2,5 — 5,3 мс.
Конструктивная схема двигателя ДК1 представлена на рис. 23.5. Двигатель состоит из корпуса 4 с магнитами 5, якоря 6 с коллектором 7 заднего подшипникового щита фланцевого типа / и переднего подшипникового щита 9 с установленными на нем щеткодержателями 8.
Внутри корпуса двигателя на фланцевом подшипниковом щите установлен элект-
Таблица 23.8. Габаритные размеры, мм, масса и момент инерции двигателей серии ДК1
Рис. 23.5. Конструктивная схема двигателя серии ДК1
ромагнитный тормоз 2, состоящий из электромагнита с обмоткой и тормозного диска, соединенного с валом посредством зубчатого зацепления. Тормоз обеспечивает заторможенное состояние ротора двигателя при отсутствии тока в обмотке электромагнита. Встроенный тахогенератор 12 установлен на внешней стороне коллекторного подшипникового щита. Тахогенератор представляет собой коллекторную электрическую машину постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Якорь тахогенератора имеет полый вал и установлен непосредственно на вал двигателя.
Датчик положения — преобразователь 14 — представляет собой многополюсный вращающийся трансформатор, работающий в режиме фазовращателя. Он выполнен в автономном исполнении и соединен с валом двигателя посредством безлюфтовой муфты с малой угловой погрешностью. Корпус преобразователя соединяется с корпусом тахогенератора через соединительный стакан 13. Конструкция крепления корпуса преобразователя обеспечивает возможность его разворота при настройке нулевого положения в составе станка. Подключение к электрической сети обмоток якоря двигателя и тормоза производится через коробку выводов 3,
Таблица 23.7. Технические данные двигателей серии ДК1
|
|
|
Момент
|
Тип двигателя
|
/, мм
|
Масса, кг
|
инерции,
|
|
|
|
10"3 кгм2
|
ДК1-1.7-000
|
246
|
13,3
|
1,6
|
ДК1-2,3-000
|
279
|
15,9
|
2,05
|
ДК-3,5-000
|
312
|
17,5
|
2,45
|
ДК-5,2-000
|
378
|
23,7
|
3,5
|
ДК-1,7-001
|
308
|
18,7
|
1,84
|
ДК1-2.3-001
|
341
|
21,3
|
2,29
|
ДЮ-3,5-001
|
374
|
23,9
|
2,69
|
ДК1-5.2-0О1
|
440
|
29,1
|
3,65
|
ДК1-1.7-100
|
295
|
15,4
|
2,0
|
ДК1-2.3-100
|
328
|
18
|
2,45
|
ДК1-3.5-100
|
361
|
20
|
2,85
|
ДЮ-5,2-100
|
427
|
25,8
|
3,9
|
ДК1-1.7-101
|
357
|
20,8
|
2,24
|
ДК1-2.3-101
|
390
|
23,4
|
2,69
|
ДК1-3.5-1О1
|
421
|
26
|
3,09
|
ДК1-5.2-101
|
489
|
31,2
|
4,05
|
ДК1-1.7-110
|
375
|
17,5
|
2,1
|
ДК1-2,3-110
|
408
|
20,1
|
2,55
|
ДК1-3.5-110
|
441
|
22,7
|
2,95
|
ДК1-5,2-110
|
507
|
27,9
|
4
|
ДК1-1,7-111
|
437
|
22,9
|
2,34
|
ДК1-2,3-111
|
470
|
25,5
|
2,79
|
ДК1-3.5-111
|
503
|
28,1
|
3,19
|
ДК1-5,2-111
|
569
|
33,3
|
4,16
|
которая в зависимости от заказа может быть развернута на 90° в любую сторону. Подключение тахогенератора и преобразователя производится с помощью электрических соединителей (штепсельных разъемов) 10.
Для проведения осмотра и технического обслуживания щеточно-коллекторных узлов двигателя и тахогенератора предусмотрены съемные защитные ленты /5 и колпачки 11.
Необходимо отметить следующие конструктивные особенности двигателей ДК1: возбуждение от литых постоянных магнитов из сплава ЮНДК35Т5, обеспечивающих повышенную (до 0,6 Тл) индукцию в воздушном зазоре, и малые диаметр и момент инерции роторов двигателей; четы-рехполюсное исполнение индуктора; выполнение всех типоразмеров двигателей с одним внешним диаметром и различной длиной для максимальной унификации деталей и узлов; применение встроенного тахогенератора типа ТГ1.
В двигателях ДК1 применены следующие встроенные элементы: тахогенератор ТГ1, преобразователь ПМБ-1 — датчик положения — и электромагнитный тормоз ЭТДВ12УЗ.
Комплектность поставки закодирована в условном обозначении типа двигателя
где 1 — ДК1 — название серии; 2 — номинальный момент, Нм; 3 — цифра 1 при наличии тахогенератора; 0 — при его отсутствии; 4 — цифра 1 свидетельствует о включении в комплект датчика положения, 0 — об его отсутствии ; 5 — цифра 1 — со встроенным электромагнитным тормозом, 0 — без тормоза.
Габаритные, установочно-присоедини-тельные размеры, а также масса двигателей серии ДК1 приведены в табл. 23.8.
Двигатели серии ДК1 имеют исполнение по способу монтажа IM3001, IM3011, IM3O31. По биению выходного конца вала, центрирующей заточки и опорной поверхности фланца двигатели ДК1 соответствуют требованиям класса «Повышенная точность» по ГОСТ 8592-79.
Уровень шума при работе на холостом ходу соответствует классу 2 по ГОСТ 16372-84. Значение вибрационной скорости на холостом ходу при частоте вращения 1000 об/мин равно 1,1 мм/с. Группа условий эксплуатации электродвигателей — М8 по ГОСТ 17516-72.
|
|
Таблица
|
23.9
|
Параметр
|
Диапазон частот вращения, об/мин
|
1000 —
2000
|
100 —
1000
|
10-100
|
1-10
|
0,1-1
|
Нелинейность, %, не более Асимметрия, %, не более Пульсация*, %, не более
|
0,5 0,2
2
|
0,2 0,2-1
2-3
|
1,0 5
5
|
5 5 10
|
5
|
* Отношение размаха к среднему значению.
Номинальные данные тахогенератора типа ТГ1:
Крутизна выходного напряжения,
В/(об/мин)......... 0,03
Частота вращения, об/мин . . . 1000
Сопротивление нагрузки, Ом . . 1000
Параметры выходного напряжения тахо-генераторов ТГ1 приведены в табл. 23.9.
Основные технические данные бесконтактного преобразователя типа ПБМ-1
Число полюсов....... 10
Выходное напряжение, В .... 0,5
Сопротивление нагрузки, кОм . . 10 Погрешность в статическом режиме, угл. мин:
в 10 положениях...... 3
при любом положении вала . . 20
В двигателях ДК1 применен тормоз ЭТДВ12УЗ, имеющий следующие технические данные:
Номинальный момент, Н ■ м . . 6,3
Рабочий ток, А...... 0,6
Фиксирующее напряжение постоянного тока, В .... 24
Сопротивление катушки при
20°С, Ом........ 25,3
Момент инерции вращающихся частей, 10"3 кг-м2 . . . . 0,24
23.2.3. Двигатели постоянного тока серии ПБВ
Структура условного обозначения двигателя
Таблица 23.10. Технические данные
|
двигателей серии ПБЕ
|
|
|
Наименование
|
ПБВЮО
|
|
1БВ112
|
|
ПБВ132
|
ПБВ160
|
Условная длина якоря
|
М
|
L
|
S
|
М
|
L
|
М
|
L
|
М
|
L
|
Номинальный момент, Н • м
|
7,16
|
10,5
|
14
|
17,5
|
21
|
35
|
47,7
|
76,4
|
105
|
Номинальная частота вра-
|
1000
|
1000
|
750
|
600
|
500
|
600
|
600
|
500
|
500
|
щения, об/мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное напряжение, В
|
52
|
56
|
44
|
47
|
50
|
53
|
70
|
66
|
78,5
|
Номинальный ток, А
|
18
|
24
|
31,5
|
29
|
28
|
50
|
50
|
78,5
|
90
|
Длительный момент в за-
|
8,2
|
12
|
17,5
|
22
|
29
|
47
|
62
|
84
|
ПО
|
торможенном состоянии,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный момент при
|
70
|
100
|
130
|
170
|
210
|
350
|
470
|
490
|
510
|
пуске, Н ■ м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Момент при максимальной
|
6,8
|
8,6
|
12
|
15
|
14
|
16
|
21
|
60
|
82
|
частоте вращения, Н • м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный момент при
|
21
|
21
|
36
|
34
|
38
|
98
|
98
|
280
|
290
|
максимальной частоте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вращения, Н • м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная частота вра-
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
1000
|
1000
|
щения в длительном ре-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жиме, об/мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Момент инерции якоря,
|
0,01
|
0,013
|
0,035
|
0,042
|
0,049
|
0,188
|
0,238
|
0,242
|
0,298
|
кг-м2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопротивление обмотки
|
0,222
|
0,139
|
0,109
|
0,123
|
0,144
|
0,0574
|
0,0707
|
0,0317
|
0,0343
|
якоря при 15°С, Ом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индуктивность обмотки
|
1,18
|
0,8
|
0,732
|
0,898
|
1,102
|
0,422
|
0,554
|
0,337
|
0,405
|
якоря, мГн
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электромеханическая пос-
|
10,3
|
7,6
|
13,2
|
10,1
|
8,6
|
14,2
|
12,3
|
8,5
|
7,9
|
тоянная времени, мс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электромагнитная постоян-
|
6,3
|
6,74
|
6,75
|
7,3
|
7,65
|
7,35
|
7,85
|
10,63
|
11,8
|
ная времени, мс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянная ЭДС, В/(об/мин)
|
0,045
|
0,044
|
0,051
|
0,069
|
0,085
|
0,077
|
0,105
|
0,118
|
0,141
|
Тепловая постоянная вре-
|
60
|
70
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
—
|
—
|
мени, мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса двигателя с тахо-
|
27
|
33
|
41
|
45
|
52
|
83
|
100
|
168
|
182
|
генератором, кг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где 1 — буква П — двигатель постоянного тока; 2 — буква Б — степень защиты IP44; 3 — буква В — высокомоментный; 4 — высота оси вращения, мм; 5 — условная длина сердченика якоря: S — короткая, М — средняя, L—длинная; 6 — шифр исполнения: буква Е — с тормозом, О — с датчиком положения, ЕО — с тормозом и датчиком положения; 7 — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69.
Форма исполнения двигателей серии ПБВ по способу монтажа — IM3001, IM3011 и IM3031.
Технические данные двигателей серии ПБВ приведены в табл. 23.10.
Средний уровень шума соответствует классу 2 по ГОСТ 16372-84 (СТ СЭВ 1348-78). Эффективное значение вибрационной скорости для электродвигателей с высотами осей
вращения 100 и 112 мм — 1,1 мм/с, 132 мм — 1,8 мм/с. Допустима на 1 мин перегрузка по току на 50% сверх номинальной. В течение 0,2 с возможен ток, соответствующий току максимального пускового момента. Двигатели в течение 3 мин выдерживают повышение частоты вращения на 30% сверх максимальной (табл. 23.10).
Биения свободного конца вала, центрирующей заточки и опорной поверхности фланца двигателей серии ПБВ соответствуют значениям, приведенным в ГОСТ 8592-79, что отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к точности ДПТ. Номинальный режим их работы —S1. Возможна работа в режимах S2 и повторно-кратковременном S5, при этом среднеквадратичный ток не должен превышать длительно допустимого.
Таблица 23.11. Габаритные, установочные и присоединительные размеры, мм, двигателей
серии ПБВ
Тип
|
1
|
|
|
|
А,
|
|
|
|
d .
|
|
|
Масса,
|
двигателя
|
'1
|
21
|
30
|
30
|
"30
|
33
|
1
|
20
|
М24
|
25
|
30
|
кг
|
ПБВ100МУЗ
|
|
|
464
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29
|
ПБВЮОЬУЗ
|
|
|
524
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35
|
ПБВЮОМЕУЗ
|
|
|
543
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36
|
ПБВЮОЬЕУЗ
|
42
|
16
|
603
|
192
|
192
|
235
|
28
|
|
|
|
175
|
42
|
ПБВ100МЕОУЗ
|
|
|
628
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38
|
ПБВЮОЬЕОУЗ
|
|
|
688
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44
|
ПБВЮОМОУЗ
|
|
|
549
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31
|
ПБВЮОЬОУЗ
|
|
|
609
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37
|
ПБВ1128УЗ
|
|
|
503
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45
|
ПБВ112МУЗ
|
|
|
543
|
|
|
|
|
215
|
250
|
180
|
|
51
|
ПБВ112ЬУЗ
|
|
|
583
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57
|
ПБВ1128ЕУЗ
|
|
|
593
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58
|
ПБВ112МЕУЗ
|
|
|
633
|
|
|
|
|
|
|
|
220
|
64
|
ПБВ112ЬЕУЗ
|
|
18
|
673
|
220
|
220
|
290
|
32
|
|
|
|
|
70
|
ПБВ1128ЕОУЗ
|
|
|
681
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60
|
ПБВ112МЕОУЗ
|
|
|
721
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66
|
ПБВ112ЬЕОУЗ
|
|
|
761
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72
|
ПБВ1128ОУЗ
|
58
|
|
591
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47
|
ПБВ112МОУЗ
|
|
|
631
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53
|
пбвшьоуз
|
|
|
671
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59
|
ПБВ132МУЗ
|
|
|
640
|
|
|
|
|
|
|
|
|
88
|
ПБВ132ЬУЗ
|
|
|
710
|
|
|
|
|
|
|
|
|
105
|
ПБВ132МЕУЗ
|
|
|
750
|
|
|
|
|
|
|
|
|
106
|
ПБВ132ЬЕУЗ
|
|
22
|
820
|
270
|
270
|
322
|
38
|
265
|
300
|
23
|
270
|
123
|
ПБВ132МЕОУЗ
|
|
|
830
|
|
|
|
|
|
|
|
|
108
|
ПБВ132ЬЕОУЗ
|
|
|
900
|
|
|
|
|
|
|
|
|
125
|
ПБВ132МОУЗ
|
|
|
720
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90
|
ПБВ132ЬОУЗ
|
|
|
790
|
|
|
|
|
|
|
|
|
107
|
Габаритные, установочные и присоединительные размеры указаны в табл. 23.11.
В комплект каждого ДПТ серии П входит тахогенератор типа TC-IM, основные технические данные которого приведены ниже:
Крутизна выходной характеристики, В/(об/мин)......0,02
Сопротивление нагрузки, кОм, не менее.......... 4
Амплитуда пульсаций выходного напряжения, %....... 2
Нелинейность выходной характеристики, %........ 2
Несимметрия выходных характеристик при разных направлениях вращения, %........ 1
Изменение выходного напряжения при нагреве, %...... 2
Сопротивление обмотки якоря при 15°С, Ом.........138
Индуктивность обмотки якоря, Гн 0,6
Двигатели серии ПБВ комплектуются температурным преобразователем, обеспечивающим подачу сигнала в цепь управления при недопустимом нагреве изоляции якоря и индикатором положения типа ПМБ, основные технические данные которого приведены ниже:
Число фаз источника питания 2
Сдвиг фаз источника питания,
град..........0 или 90
Напряжение питания, В ... 5 ± 0,25 Частота питания, Гц .... 500 Потребляемый ток, мА, не более 7
Выходное напряжение при сопротивлении нагрузки 10 кОм,
В........... 0,5
Погрешность в статическом режиме при сопротивлении нагрузки 10 кОм: в десяти фиксированных положениях вала, через 36°,
мин, не более...... 3
при любом положении вала, мин, не более .... 20
В двигателях серии ПБВ применяют тормоза серии ЭТДВ (табл. 23.12), напряжение питания постоянного тока которых равно 24 В.
Для двигателей без тормоза и индикатора положения устанавливаются следующие показатели надежности:
Средний ресурс работы двигателя, ч, не менее........20000
Средний срок службы, лет, не менее ........... 15
Вероятность безотказной работы за период 10000 ч при доверительной вероятности 0,8 ... 0,9
Двигатели серии ПБВ можно сочленять с приводом с помощью муфты или зубчатой передачи. Осевая нагрузка на свободный конец вала не должна превышать 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Направление осевой нагрузки с высотой оси вращения 132 мм исполнений IM3011 и IM3031 не должно совпадать с направлением силы тяжести якоря.
Таблица 23.12. Технические данные тормозов ЭТДВ
Высота оси вращения, мм
|
Тип тормоза
|
Момент тормоза, Нм
|
Рабочий ток, А
|
Сопротивление обмотки при 20 °С, Ом
|
Момент инер-
ЦИИ4
кг м2
|
100
112 132
|
ЭТДВ22УЗ ЭТДВ32УЗ ЭТДВ42УЗ
|
8 20 63
|
0,6 1,1 1,53
|
25,4 14,2 9,55
|
119 130 214
|
23.2.4. Двигатели постоянного тока серии 2ПБВ
Двигатели серии 2ПБВ предназначены для тиристорных электроприводов подач металлообрабатывающих станков.
Символы в условном обозначении типа двигателя расшифровываются следующим образом: 2П — второе поколение серии; Б — исполнение закрытое, с естественным охлаждением, со степенью защиты IP44; В — вы-сокомоментный; 100, 112, 132 — высота оси вращения, мм; М, S, L — соответственно короткая, средняя и длинная, условная длина двигателя; Е — исполнение с тормозом; О — исполнение с датчиком пути; УЗ — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69.
Двигатели закрытого исполнения (типа ПБВ) снабжены тепловой защитой. Термодатчик, выполненный на основе терморезистора СТ14-1А, установлен в коллекторной камере двигателя. Конструктивно двигатели 2ПБВ имеют фланцевое исполнение IM300 по ГОСТ 2479-79 и допускают эксплуатацию при любом положении в пространстве.
Технические данные двигателей серии 2ПБВ даны в табл. 23.13.
Режим работы двигателей — продолжительный S1 по ГОСТ 183-74 с длительным моментом, таким же, как двигателей ПБВ, указанным в табл. 23.10 в диапазоне частот вращения от 0 до 0,25п„,ах.
Допускается работа двигателей в кратковременном S2 и повторно-кратковременном S5 режимах по ГОСТ 183-74. При повторно-кратковременном режиме S5 среднеквадратичный ток двигателей не должен превышать длительного. Диаграммы работы двигателей приведены на рис. 23.6.
Рис. 23.6. Диаграммы работы двигателей 2ПБВ100М, 2ПБВ100Ь, 2IiBB112S, 2ПБВ112М,
2ПБВ112Ь, 2ПБВ1328:
1 —допустимые моменты в режиме S1; 2 — допустимые моменты в режиме S2 длительностью 60 мин; 3 - кривая нагрузки при степени искрения 11/2; 4 - допустимые моменты при продолжительности перегрузки не более 3 с; 5 — допустимые моменты при продолжительности перегрузки не более 0,2 с
Двигатели должны без повреждений щий максимальному моменту, приведенному
и остаточных деформаций в нагретом со- в табл. 23.13.
стоянии выдерживать перегрузки по току Обмотки двигателей выполняют с изоля-
50% сверх длительного значения в за- цией класса Н.
торможенном состоянии в течение 1 мин и в Предельные допустимые превышения
течение 1 с выдерживать ток, соответствую- температуры должны быть не более: 125 °С —
Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций в нагретом состоянии выдерживать перегрузки по току 50% сверх длительного значения в заторможенном состоянии в течение 1 мин и в течение 1 с выдерживать ток, соответствую-
щий максимальному моменту, приведенному в табл. 23.13.
Обмотки двигателей выполняют с изоляцией класса Н.
Предельные допустимые превышения температуры должны быть не более: 125°С —
Таблица 23.13. Технические данные двигателей серии 2ПБВ
Тип двигателя
|
Длительный вращающий момент в горячем заторможенном состоянии, Нм
|
Длительный ток в заторможенном состоянии, А, не более
|
Вращающий момент в холодном заторможенном состоянии, Нм
|
Максимальная частота вращения, об/мин
|
Напряжение в горячем состоянии, В
|
кпд
при частоте вращения 0,25пш„, %
|
Максимальный вращающий момент, Нм
|
Удельная масса, кг/(Н-м)
|
при частоте вращения 0,25п„„
|
при максимальной частоте вращения
|
2ПБВ100М 2ПБВ100Ь 2nEB112S
|
7,5 11,0 15,0
|
20 25 28
|
8,5 12,5 17
|
2500 2000 2000
|
37 30 33
|
117 94 ПО
|
71,5 73,5 75
|
70 100 130
|
2,7 2,4 2,2
|
2ПБВ112М 2ITBB112L 2ITBB132S
|
18,5 22 37
|
35 32 54
|
21 25 42,5
|
2000 2000 2000
|
42 51
42
|
138 172 147
|
81,5
77,5 80,5
|
170 210 350
|
2Д
2 1,8
|
Примечание. Рабочее напряжение тормоза 24 В.
для обмоток якоря; 140°С — для коллекторов двигателей; 85 °С — для подшипников.
В двигателях серии 2ПБВ применены тахогенераторы типа ТП80-20-0,2 по ТУ 16-515.285-83.
Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа — IM3081 по ГОСТ 2479-79.
В двигателях 2ПБВ обеспечена степень защиты IP44 по ГОСТ 17494-72.
Охлаждение двигателей — естественное, способ охлаждения — IC0041 по ГОСТ 20459-75.
Направление вращения двигателей — реверсивное.
А-А ■*
Установочно-присоединительные размеры свободных концов валов двигателей соответствуют ГОСТ 12080-66, крепительных фланцев-ГОСТ 18709-73.
К двигателям возможна пристройка электромагнитных безлюфтовых тормозов НЗТБ11 по ТУ 16.304.001-83, а также датчика пути резольвера LTSa-llc по документации ПНР или преобразователя измерительного фотоэлектрического мод. BE-178 по ТУ 2-024-5168-80.
Габаритные, установочно-присоединительные размеры и масса двигателей соответствуют данным табл. 23.14 и рис. 23.7.
Рис. 23.7. Габаритные и установочно-присоединительные размеры двигателя серии 2ПБВ без датчика пути (а) и с датчиком пути (б)
Таблица 23.14. Габаритные, установочные и присоединительные размеры, мм, и масса двигателей серии 2ПБВ
|
Тип двигателя
|
',
|
'20
|
hi
|
ho
|
h
|
h\
|
*1
|
|
Азо
|
А»
|
|
4о
|
d22
|
d24
|
d2i
|
dio
|
/1
|
Масса, кг
|
Рисунок 23.7,а
2ПБВ100МУХЛ4 2ПБВ100М04
2ПБВ100ЬУХЛ4 2ПБВ100Ь04
|
42
|
3,5
|
16
|
398
458
|
8
|
|
7
|
31
|
150
|
218
|
28
|
165
|
12
|
200
|
130
|
176
|
4
|
20
24
|
2ПБВ1128УХЛ4 2IIBB112S04
|
,58
|
4
|
18
|
425
|
10
|
-
|
8
|
35
|
190
|
265
|
32
|
215
|
15
|
250
|
180
|
220
|
5
|
34,5
|
2ПБВН2МУХЛ4 2ПБВ112М04
|
465
|
40,5
|
2ПБВ112ЬУХЛ4 2ПБВ112Ь04
|
505
|
46,5
|
2ПБВ1328УХЛ4 2ПБВ132804
|
568
|
-
|
-
|
314
|
268
|
68
|
Рисунок 23.7,6
2ПБВ100МЕ01УХЛ4 2ПБВ100МЕ0104
|
42
|
3,5
|
|
551
|
8
|
16
|
7
|
31
|
150
|
218
|
28
|
165
|
12
|
200
|
130
|
176
|
4
|
—
|
2ПБВ100ЬЕ01УХЛ4 2ПБВ100ЬЕ0104
|
611
|
30
|
2ПБВ100МЕ02УХЛ4 2ПБВ100МЕ0204
|
574
|
24,8
|
2ПБВ100ЬЕ02УХЛ4 2ПБВ100ЬЕ0204
|
634
|
28,8
|
2ПБВП28Е01УХЛ4 2HBBU2SE0104
|
58
|
4
|
|
578
|
10
|
18
|
8
|
35
|
190
|
265
|
32
|
215
|
15
|
250
|
180
|
220
|
5
|
41
|
2ПБВ112МЕ01УХЛ4 2ПБВ112МЕ0104
|
618
|
47
|
2ПБВ112ЬЕ01УХЛ4 2ПБВ112ЬЕ0104
|
658
|
53
|
2ПБВП28Е02УХЛ4 2riBB112SE0204
|
601
|
39,8
|
2ПБВ112МЕ02УХЛ4 2ПБВ1112М0204
|
641
|
45,8
|
2ПБВ112ЬЕ02УХЛ4 2IIBB112LE0204
|
681
|
51,8
|
2ПБВ1328Е01УХЛ4 2IIBB132SE0104
|
680
|
-
|
314
|
268
|
74,5
|
2ПБВ1328Е02УХЛ4 2IIBB132SE0204
|
707
|
73,3
|
Содержание Предыдущий § Следующий
| |