Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
§1.3. УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Основные элементы конструкции.
Вращающиеся электрические машины независимо от их исполнения имеют некоторые
однотипные элементы конструкции. Каждая вращающаяся машина имеет две основные
части: вращающийся ротор 1 и неподвижный статор 2 (рис. 1.1). В
большинстве случаев ротор располагается внутри статора. Между ними всегда
имеется воздушный зазор 3. Ротор крепится на валу 4,
Рис. 1.1. Конструктивная схема электрической машины:
1 — ротор; 2 — статор;
3 — воздушный зазор; 4 — вал; 5 — подшипники; 6 —
подшипниковые щиты; 7 — корпус
Рис. 1.2. Асинхронный двигатель в защищенном исполнении:
1 — лапы для крепления машины;
2 — вентиляционное окно для входа охлаждающего воздуха; 3 —
подшипник; 4 — вал; 5 — подшипниковые щиты; 6 — корпус; 7—
вентиляционное окно для выхода воздуха
который опирается на подшипники 5.
Один конец вала удлинен для сопряжения с другими рабочими механизмами.
Подшипники обычно располагаются в подшипниковых щитах 6, прикрепленных
болтами к корпусу (станине) 7. Статор также крепится к корпусу.
На рис. 1.2 и 1.3. дан общий вид
асинхронных двигателей, а на рис. 1.4 представлен двигатель в разобранном виде.
Часть машины, где размещается рабочая
обмотка, в которой индуктируется э. д. с, называется якорем. Якорем может быть
ротор или статор.
Системы охлаждения. Электрические машины
выполняются с естественным и искусственным охлаждением. В ка-
честве охлаждающей среды используется
воздух, в некоторых случаях масло, водород или вода.
Естественное охлаждение происходит за
счет теплопроводности, конвекции и лучеиспускания. Движение охлаждающей среды
может создаваться в результате вращения частей машины, в которой не
Рис. 1.3. Асинхронный двигатель в закрытом исполнении:
1 — лапы для крепления машины; 2 — подшипниковый щит;
3 — подшипник; 4 — вал; 5 — корпус; 5 —кожух. Стрелки А и
В показывают направление движения воздуха
Рис. 1.4. Асинхронный двигатель
защищенного исполнения в разобранном виде:
1 — ротор; 2 — статрр; 3 — лапы для
крепления; 4 — вал; 5 — подшипники; 6
— подшипниковые щиты; 7 — корпус;
8 — вентиляционные лопатки
имеется специальных вентиляционных
приспособлений. Микромашины обычно имеют естественное охлаждение.
Вращающиеся электрические машины
мощностью более 0,6 квт обычно выполняются с искусственным охлаждением,
которое осуществляется при помощи специальных вентиляционных устройств.
Применение вентиляции позволяет существенно повысить мощность и является
экономически целесообразным. Машины с искусственным охлаждением имеют меньшие
габариты, вес и расход активных материалов.
Электрические машины малых и средних
мощностей обычно выполняются с самовентиляцией. В этом случае напор
охлаждающегося воздуха создается вентилятором, который укрепляется на валу, или
вентиляционными лопатками и приспособлениями (см. 8 на рис. 1.4),
укрепленными на торцовой поверхности ротора.
В машинах охлаждающий воздух может
прогоняться в направлении оси вала (рис. 1.5, а). Такая система
вентиляции называется осевой. Осевая вентиляция может быть вытяжной или
нагнетательной. В первом случае вентилятор помещается на «выходе», во втором —
на «входе» воздуха. Охлаждающий воздух может прогоняться и в радиальном
направлении (рис. 1.5, б), проходя по радиальным каналам между
пакетами стали и обдувая лобовые части обмоток, Такая система вентиляции
называется радиальной.
Во многих случаях применяется
комбинированная радиально-осевая система вентиляции.
Виды исполнения. У электрических
микромашин объем активных частей, в которых выделяется тепло, небольшой по
отношению к поверхности охлаждения. Поэтому потери, приходящиеся на еди-
Рис. 1.5. Система вентиляции:
а — осевая; б — радиальная
ницу поверхности охлаждения, небольшие,
и микромашины сравнительно хорошо охлаждаются естественным путем. К тому же в
микромашинах не остается места для размещения вентилятора, поэтому они
(микромашины) обычно выполняются закрытыми и имеют внешнее естественное
охлаждение.
Основным исполнением электрических
машин мощностью свыше 0,6 квт является защищенное и закрытое обдуваемое.
Машины в защищенном исполнении предохранены от случайного прикосновения к
вращающимся и токоведу-щим частям, а также от попадания внутрь посторонних
предметов. Машина, имеющая приспособления, защищающие от попадания в нее капель,
падающих под углом к вертикали, называется брызгозащищенной. Доступ к
вращающимся и токоведущим частям защищенной машины затруднен (рис. 1.2 и 1.6),
так как вентиляционные окна, предназначенные для входа и выхода охлаждающего
воздуха, расположены снизу таким образом, что брызги не могут попадать внутрь
машины.
В машинах закрытого исполнения
отсутствует интенсивное сообщение между ее внутренним пространством и окружающей
средой. Для лучшего охлаждения нагретых частей внутри машины создается
циркуляция воздуха, которая в некоторых случаях осуществляется внутренним
вентилятором. Для лучшего охлаждения корпус
Рис. 1.6; Защищенный асинхронный двигатель с вертикальным расположением вала и
фланцевым исполнением:
1 — окно, предназначенное для
входа охлаждающего воздуха; 2 — окно, предназначенное для выхода
охлаждающего воздуха; 3 — фланец
такой машины часто выполняется
ребристым и обдувается внешним вентилятором, который прогоняет воздух,
засасываемый из внешней среды, между корпусом и направляющим кожухом (рис. 1.3).
В торцовой части кожуха имеются отверстия. Направление, в котором воздух
засасывается в отверстие, показано стрелкой А. Стрелка В
показывает направление движения воздуха, охлаждающего корпус (см. рис. 1.3).
Закрытые машины могут быть
герметическими, имеющими газонепроницаемое, водонепроницаемое и взрывобезопасное
исполнения. Мощность закрытых невентилируемых двигателей средних и больших
мощностей при одинаковом нагреве обмоток должна быть уменьшена почти в два раза
по сравнению с обдуваемыми машинами.
Электрические машины обычно выполняются
для работы при горизонтальном или вертикальном положении вала. Крепление машины,
как правило, осуществляется при помощи лап, расположенных на ее корпусе (см.
рис. 1.2, 1.3 и 1.4). Некоторые машины вместо лап имеют для крепления на
подшипниковом щите фланец (см. рис. 1.6).
Шумы электрических машин. Работа
электрических машин сопровождается шумом, источником которого являются
периодические колебания и упругие деформации отдельных частей машины. Шум может
быть вызван механическими причинами, связанными с неточностью балансировки
ротора, периодическим колебанием щеток вследствие неровной поверхности
коллектора, трением щеток о коллектор и трением в подшипниках (особенно в
шарикоподшипниках).
При работе машины может появиться так
называемый магнитный шум, вызванный периодическими деформациями участков
маг-нитопровода, которые могут возникнуть в результате изменения магнитной
проводимости воздушного зазора при вращении зубчатого якоря, а при работе на
переменном токе также вследствие периодического перемагничивания магнитной
системы. Источниками шума могут явиться и вихреобразования потока воздуха,
охлаждающего машину.
Условно можно считать машины
бесшумными, если акустический уровень шума Г < 35 дб, и
малошумными, если 35<Г<55 дб. У нормальных электрических
микромашин обычно 60<Г<80 дб. В этих неравенствах Г, как
обычно, измеряется в децибелах.
Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий
|