Содержание Предыдущий § Следующий
10.8. Двигатели постоянного тока серии ПГ(ПГТ)
Двигатели серии ПГ (ПГТ) выполняются с гладким якорем. Они предназначаются для работы в быстродействующих следящих и широкорегулируемых электроприводах металлорежущих станков и других рабочих машин при питании от источников постоянного тока, а также от тиристорных преобразователей.
Двигатели изготовляются с тахогенера-тором типа TC-IM (серия ПГТ) и без тахо-генератора (серия ПГ). Они соответствуют требованиям ТУ 16-514.097-77.
Двигатели предназначены для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до 35 °С (исполнение УХЛ4) и до 45 °С (тропический климат, исполнение О4) на высоте над уровнем моря не более 1000 м.
Режим работы двигателей ДПТ серий ПГ (ПГТ) — продолжительный S1.
При питании от тиристорных преобразователей мощность ДПТ корректируется разработчиком привода в зависимости от формы тока. При этом пульсация напряжения возбуждения не должна превышать 5% номинального напряжения возбуждения.
Окружающая среда — невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию и снижающих параметры ДПТ в недопустимых пределах.
Срок гарантии — 2 года с момента начала эксплуатации ДПТ, но не более 2,5 года со дня получения ДПТ потребителем.
Структура условного обозначения ДПТ серии ПГ:
Продолжение табл. 10.34
где 1 — название серии ПГ — двигатели постоянного тока с гладким якорем;
2 — буква Т — наличие встроенного тахо-
генератора (в обозначении ДПТ без тахогенератора буква отсутствует);
3 — мощность, кВт;
4 — буква М — модернизированный дви-
гатель;
5 — климатическое исполнение и катего-
рия размещения по ГОСТ 15150-69. Двигатели изготовляются с независимым возбуждением 110 В; по требованию заказчика могут быть изготовлены с напря-
жением возбуждения, равным напряжению на якоре.
Эффективные значения вибрационной скорости должны соответствовать по ГОСТ 16921-71: классу 1,1 для ДПТ 1, 2, 4-го габаритов, классу 1,8 для ДПТ 6, 9-го габаритов.
Средний уровень звука ДПТ с встроенным тахогенератором и вентилятором не должен превышать 77 дБ, средний уровень звука без вентилятора — 67 дБ (по шкале А).
Двигатели выполняются без устройств для подавления помех радиоприему.
Двигатели — реверсивные.
Двигатели допускают длительную работу при малых частотах вращения (до 1 об/мин) при номинальном возбуждении и моменте, равном номинальному. Они также допускают путем изменения тока возбуждения регулирование частоты вращения вверх от номинальной до частоты вращения 5000 об/мин при мощности на валу не выше номинальной. Длительность работы ДПТ при наибольшей частоте вращения и ослабленном электромагнитном поле не должна превышать 3 мин с общей продолжительностью не более 30 мин в течение 8 ч.
Степень искрения ДПТ и тахогенерато-ров при номинальной нагрузке, номинальных напряжениях на якоре и обмотке возбуждения не должна превышать \\, а ДПТ при наибольшей частоте вращения при ослабленном магнитном поле — 2.
Отклонение фактических частот вращения ДПТ при номинальной нагрузке, номинальных напряжениях на якоре и обмотке возбуждения при установившейся температуре не должно превышать +15% и —5% номинального значения. Разность частот вращения при изменении направления вращения при номинальной нагрузке, номинальных напряжениях на якоре и обмотке возбуждения не должна превышать 2%.
Двигатели изготовляются с изоляцией класса В.
Предельно допустимые превышения температуры: 80 °С для обмоток ДПТ, тахогене-ратора и коллектора; 60 °С для подшипников; 40 °С для корпуса.
Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин повышение частоты вращения до 6000 об/мин.
Двигатели допускают перегрузку по току до 8/ном в течение 0,1 с при полном
магнитном потоке и напряжении на якоре не выше номинального. Момент вращения при этом должен быть равен (6,5 - 7) Мном.
Степень искрения при перегрузках, перенапряжении и в переходных режимах не оговаривается. Коллектор и щетки при этом должны быть в состоянии, пригодном для дальнейшей работы без предварительной чистки коллектора, допускаются следы под-гара на кромках коллекторных пластин и щеток.
Двигатели должны допускать работу в режиме S7 с током при переходных процессах, равным 8/ном, в течение времени не более 0,1 с. За время цикла, принятого равным 1 мин, эквивалентный ток не должен превышать /ном- Количество переходных процессов не оговаривается.
Тахогенератор имеет закрытое встроенное исполнение. Якорь тахогенератора жестко крепится на валу ДПТ.
Двигатели изготовляются в защищенном исполнении с продувом воздуха посредством пристроенного вентилятора-наездника с приводным трехфазным асинхронным двигателем. Двигатели поставляются комплектно с вентилятором. По требованию заказчика вентилятор-наездник изготовляется со встроенным фильтром.
Для ДПТ устанавливаются следующие показатели надежности:
Срок службы, ч.......15 000
Вероятность безотказной работы за период 2000 ч при доверительной вероятности 0,8.......0,95
Двигатели имеют исполнение по степени защиты IP21, а при наличии фильтра на вентиляторе-наезднике — IP51.
Конструктивные исполнения — IM2101 и IM2103.
Двигатели допускают сочленение вала с валом рабочего механизма с помощью эластичной муфты или зубчатой передачи.
Коробка выводов расположена на станине слева, если смотреть со стороны привода. По особому заказу ДПТ могут изготовляться с коробкой выводов, расположенной на станине справа.
Технические данные ДПТ серий ПГ и ПГТ приведены в табл. 10.35 и 10.36, габаритные и установочные размеры даны в табл. 10.37 (рис. 10.11).
Таблица 10.35. Технические данные двигателей серий ПГ и ПГТ, исполнение УХЛ4,
частота вращения 3000 об/мин
Типоразмер двигателя
|
Мощность, кВт
|
Напряжение, В
|
Ток якоря, А
|
Момент, Нм
|
кпд,
°/о
|
номинальный
|
при 1500 об/мин
|
ПГ-1МУХЛ4 ПГТ-1МУХЛ4
|
1
|
60
|
20,4
|
3,25
|
3,7
|
65
|
ПГ-2МУХЛ4 ПГТ-2МУХЛ4
|
2
|
ПО
|
21,2
|
6,5
|
7,5
|
76
|
ПГ-4МУХЛ4 ПГТ-4МУХЛ4
|
4
|
220
|
21
|
13
|
15
|
79
|
ПГ-6МУХЛ4 ПГТ-6МУХЛ4
|
6
|
220
|
30,7
|
19,4
|
22
|
82
|
ПГ-9МУХЛ4 ПГТ-9МУХЛ4
|
9
|
220 440
|
46,3 23,2
|
29
|
33
|
82
|
Таблица 10.36. Технические данные двигателей серий ПГ и ПГТ, тропическое исполнение, частота вращения 3000 об/мин
Типоразмер двигателя
|
Мощность, кВт
|
Напряг жение, В
|
Ток якоря, А
|
КПД, %
|
ПГТ-1МО4 ПГ-1МО4
|
0,9
|
60
|
18,5
|
65
|
ПГТ-2МО4 ПГ-2МО4
|
1,8
|
НО
|
19,2
|
76
|
ПГТ-4МО4 ПГ-4МО4
|
3,6
|
220
|
19
|
79
|
ПГТ-6МО4 ПГ-6МО4
|
5,4
|
220
|
28
|
82
|
ПГТ-9МО4 ПГ-9МО4
|
8
|
220
|
40,5
|
82
|
Таблица 10.37. Габаритные, установочные, присоединительные размеры и момент инерции двигателей серий ПГ и ПГТ (рис. 10.11)
|
Размеры, мм
|
|
|
Типоразмер
|
|
|
|
|
|
|
Масса,
|
J. У X \J 1VI ^ П I
инерции,
|
машины
|
ы
|
*\
|
4о
|
'ю
|
'эо
|
h
|
кг
|
1О~^КГ-М2
|
ПГ-1М
|
142
|
14
|
130
|
238
|
425
|
100
|
54
|
5,75
|
ПГ-2М
|
130
|
18
|
185
|
266
|
476
|
112
|
69
|
18,7
|
ПГ-4М
|
150
|
25
|
185
|
320
|
567
|
125
|
99
|
69,5
|
ПГ-6М
|
160
|
30
|
215
|
361
|
649
|
132
|
138
|
115
|
ПГ-9М
|
170
|
32
|
215
|
396
|
680
|
160
|
170
|
225
|
ПГТ-1М
|
142
|
14
|
130
|
238
|
556
|
100
|
60
|
7,5
|
ПГТ-2М
|
130
|
18
|
185
|
266
|
596
|
112
|
75
|
20,5
|
ПГТ-4М
|
150
|
25
|
185
|
320
|
695
|
125
|
105
|
71,2
|
ПГТ-6М
|
160
|
30
|
215
|
361
|
766
|
132
|
144
|
135
|
ПГТ-9М
|
170
|
32
|
215
|
396
|
800
|
160
|
176
|
245
|
Содержание Предыдущий § Следующий
|