Содержание Предыдущий § Следующий
4.10. Обмотки возбуждения
4.10.1. Обмотки возбуждения синхронных машин
Обмотки возбуждения большинства машин общего назначения выполняются много-витковыми катушками, насаженными на сердечники полюсов. В синхронных явнополюс-ных машинах катушки возбуждения располагаются на роторе. Конструкция и способы крепления полюсов зависят от мощности машины и ее габаритов (рис. 4.36).
В машинах малой и средней мощности катушки наматывают изолированным круглым проводом, в машинах большой мощно-
сти — прямоугольным изолированным проводом. И те и другие катушки наматывают в несколько рядов с учетом размеров междуполюсного пространства. При больших токах возбуждения катушки наматывают из неизолированной ленточной или шинной меди с установкой междувитковой изоляции.
В крупных явнополюсных машинах, например гидрогенераторах, обмотка возбуждения наматывается из неизолированной шинной меди специального профиля (рис. 4.37).
Обмотка возбуждения неявнополюсных синхронных машин, в частности турбогенераторов (рис. 4.38) и турбодвигателей, рас-
Рис. 4.36. Способы крепления полюсов ротора синхронных машин:
а — в машинах малой мощности; б — в машинах средней и большой мощности
Рис. 4.37. Специальный профиль медных шин для катушек возбуждения гидрогенераторов :
а — поперечное сечение шины; б — расположение
витков в катушке: 1 — витки в катушке: 2 —
изоляция между витками; 3 — корпусная изоляция
катушки; 4 — сердечник полюса
Рис. 4.38. Катушки возбуждения в пазах ротора турбогенератора типа ТВФ-150-2
пределенная, состоит из нескольких концентрических катушек на каждый полюс, уложенных в пазы ротора и соединенных по-
следовательно в катушечные группы. Каждая катушечная группа образует обмотку одного полюса.
4.10.2. Обмотки возбуждения машин постоянного тока
Конструкция обмоток возбуждения машин постоянного тока определяется мощностью машины, схемой ее возбуждения и назначением обмоток: обмотки главных полюсов параллельного и последовательного возбуждения и дополнительных полюсов.
Обмотки параллельного возбуждения в большинстве машин наматываются из круглого изолированного провода и имеют много витков (рис. 4.39). В крупных машинах постоянного тока их наматывают из прямоугольного изолированного провода обычно в несколько рядов.
Для обмоток последовательного воз-
буждения и дополнительных полюсов круглый обмоточный провод используют лишь в машинах малой мощности с номинальным током, не превышающим 10—15 А. В машинах с большим номинальным током катушки наматывают из изолированного прямоугольного провода и в машинах большой мощности — из неизолированной шинной меди (рис. 4.40).
В машинах смешанного возбуждения или параллельного со стабилизирующей обмоткой катушки параллельного и последовательного возбуждения устанавливают на главных полюсах друг над другом. Часто многовитковую катушку параллельного возбуждения делят на две части (рис. 4.41) и располагают между ними катушку стабилизирующей обмотки.
Рис. 4.39. Главные и добавочные полюсы с обмотками возбуждения машин постоянного тока:
а — в машинах малой мощности; 6 — в машинах
средней мощности; / — обмотка параллельного
возбуждения; 2 — обмотка добавочных полюсов
Рис. 4.40. Обмотки добавочных полюсов
машин постоянного тока средней и большой
мощности:
а — при большом числе витков в катушке; б — при малом числе витков в катушке
Рис. 4.41. Катушки возбуждения главных полюсов: 1 - обмотки параллельного возбуждения; 2 — обмотки последовательного возбуждения
Содержание Предыдущий § Следующий
|