Содержание Предыдущий § Следующий
4.2. Конструктивное
исполнение обмоток
машин переменного тока
Распределенные обмотки машин переменного тока подразделяются на петлевые и волновые — по направлению отгиба лобовых частей и последовательности соединения и на однослойные и двухслойные — по числу сторон катушек, расположенных в одном пазу.
Обмотка статоров m-фазных электрических машин состоит из т частей, называемых фазами обмотки. В симметричных обмотках, например трехфазных, все фазы обмотки одинаковы, т. е. состоят из одного и того же числа витков и катушек, симметрично расположенных в пазах магнитопро-
вода и одинаково соединенных между собой катушечных групп. Фазы обмоток однофазных и двухфазных машин могут быть одинаковыми или различаться по числу витков, катушек и по площади поперечного сечения обмоточного провода.
По конструктивному исполнению различают обмотки из круглого и прямоугольного проводов. Обмотки называют катушечными, если витки каждой катушки образуются непрерывным проводом, или стержневыми, если обмотка состоит из отдельных стержней, а витки образуются лишь после укладки в пазы соединением стержней в их лобовых частях.
Катушечные обмотки в машинах переменного тока выполняются только петлевыми. Стержневые обмотки в зависимости от направления отгиба лобовых частей могут быть петлевыми или волновыми. То или иное конструктивное исполнение обмоток определяется типом и мощностью машины, номинальным напряжением и требованиями к их изоляции.
Обмотки из круглого провода (всыпные) укладывают в полузакрытые пазы статора (рис. 4.1) или ротора. Конструкция изоляции обмоток из круглого провода (пазовый короб, устанавливаемый в пазы до укладки обмотки) не рассчитана на высокие напряжения, поэтому такую обмотку применяют лишь в машинах с номинальным напряжением, не превышающим 660 В. Малая жесткость лобовых частей обмотки не может противостоять динамическим нагрузкам, возникающим во время пуска при больших токах в проводниках, поэтому обмотку из круглого провода не применяют в машинах мощностью более 100 кВт.
Для всыпных обмоток применяют провода диаметром не более 1,8 мм. При необходимости увеличить сечение эффективных проводников обмотку наматывают одновременно из нескольких параллельных проводов, называемых элементарными. В этом случае площадь поперечного сечения эффективного проводника
9эф = "э9э.
где щ — число элементарных проводников в одном эффективном; q3 — площадь поперечного сечения элементарного проводника. Плотность укладки проводников в пазы определяется технологическим коэффициен-
Рис. 4.1. Примеры заполнения пазов статора проводниками обмотки из круглого провода
и изоляцией:
а — однослойная обмотка; б — двухслойная обмотка машины с h < 250 мм; в — двухслойная обмотка машины с h > 280 мм; / — проводники обмотки; 2 - корпусная изоляция (пазовый короб); 3 — пазовая крышка; 4 — прокладка между слоями; 5 — пазовый клин; 6 — прокладка под клин; 7 — прокладка на
дно паза
том заполнения паза:
К = d|,H3«3"n/Sn,
где <1ЭЮ — диаметр изолированного элементарного проводника; ип — число эффективных проводников в пазу; S^ — площадь поперечного сечения паза, свободная от изоляции.
Обычные значения коэффициента заполнения к3 = 0,68 -т- 0,75.
Коэффициент к3, характеризуя плотность расположения проводников в пазу, не позволяет судить об эффективности использования всего объема паза для размещения в нем меди проводников. Этот фактор учитывает коэффициент заполнения паза медью:
кз,м = ?эПэ«п/5п,
где Sn — полная площадь поперечного сечения паза.
При современных материалах и марках обмоточных проводов для обмоток из круглого провода удается достигнуть към = = 0,3 -г- 0,4 (большие значения — в однослойных обмотках с более тонкой корпусной изоляцией в пазу).
Обмотки из прямоугольного обмоточного провода применяют во всех машинах с номинальным напряжением 3000 В и выше, в машинах мощностью более 100 кВт и в машинах некоторых специальных исполнений с повышенными требованиями к изоляции. Для обмоток используют провод с поперечным сечением не более 17 — 20 мм2. При больших номинальных токах машин эф-
фективные проводники обмоток образ'уют из нескольких элементарных проводников указанного сечения.
Катушки из прямоугольного провода выполняются либо цельными, либо подразделенными (рис. 4.2). Подразделенными называют катушки, разделенные вдоль на две одинаковые самостоятельные в конструктивном отношении части. В пазы машины их укладывают поочередно, а после укладки каждую пару соединяют параллельно между собой. Принятые последовательность и конструкция катушек позволяют укладывать обмотку такого типа в полуоткрытые пазы (рис. 4.3, а), шлиц которых уже, чем ширина цельной катушки.
Низкая электрическая прочность корпусной изоляции обмотки из подразделенных катушек, имеющей такую же конструкцию.
Рис. 4.2. Катушки из прямоугольного провода:
а — подразделенная; б — цельная
Рис. 4.3. Примеры заполнения пазов статора
проводниками обмотки из прямоугольного
провода и изоляцией:
а — полуоткрытые пазы статора с проводниками подразделенных катушек; б — открытые пазы статора машины с номинальным напряжением 6 кВ; / — проводники обмотки; 2 — обволакивающее покрытие (для скрепления проводников); 3 — скрепляющая лента: 4 — корпусная изоляция (пазовый короб); 5 — прокладка на дно паза; б - прокладка между слоями обмотки; 7 — прокладка под клин; 8 — пазовый клин; 9— проводники обмотки с дополнительной витковой изоляцией; 10 — гильзовая корпусная изоляция; 11 — внешняя защитная лента
как и во всыпных обмотках, не позволяет использовать обмотку этого типа в машинах с номинальным напряжением выше 660 В.
Цельные катушки из прямоугольного провода, как правило, изолируют до укладки, поэтому их можно укладывать, только в открытые пазы (рис. 4.3,6). Корпусная изоляция катушек может быть непрерывной по всей длине, выполненной из ленточного изоляционного материала, либо гильзовой в пазовой и непрерывной в лобовых частях. И та и другая конструкция находит широкое распространение в современных электрических машинах.
При напряжении более 6 кВ на внешнюю поверхность катушек обмотки наносят полупроводящее покрытие, служащее для предотвращения явления коронирования, возникающего на поверхности катушек в местах концентрации напряженности электрического поля, например в местах выхода прямолинейной части катушек из пазов.
Стержневая обмотка применяется в статорах крупных электрических машин, например в турбогенераторах и гидрогенераторах, а также в фазных роторах асинхронных двигателей мощностью более 50— 60 кВт.
Стержни статорных обмоток для снижения потерь от вихревых токов выполняют из большого числа параллельных элементарных проводников с площадью поперечного сечения 17 — 20 мм2, которые для уменьшения влияния эффекта вытеснения тока определенным образом переплетаются между собой — транспонируются (рис. 4.4). Конструкция корпусной изоляции стержней такая же, как и катушек из прямоугольного провода машин с высоким номинальным напряжением.
Стержни обмоток фазных роторов асинхронных двигателей выполняют из медных прямоугольных проводов с большой площадью поперечного сечения. В пазовой части стержни обмотки крепятся пазовыми клиньями, в лобовых частях — проволочными бандажами или бандажами из стеклоленты.
Короткозамкнутые обмотки применяют как основные в роторах асинхронных двигателей и как пусковые или демпферные в синхронных машинах.
Короткозамкнутые обмотки роторов асинхронных двигателей выполняют либо заливкой пазов алюминием или его сплавами, либо из стержней. Литые обмотки применяют в подавляющем большинстве роторов асинхронных двигателей мощностью до нескольких сотен киловатт. Одновременно с заливкой стержней отливают замыкающие кольца обмотки с вентиляционными лопатками. Изготовление обмотки ротора методом заливки позволяет выполнять стержни ротора практически любой нужной конфигу-
Рис. 4.4. Транспонированный стержень обмотки статора:
а — стержень без корпусной изоляции; б — положение стержней в пазу статора
Рис. 4.5. Пазы короткозамкнутых роторов с литыми обмотками:
а — одноклеточных; 6 — двухклеточных; в — с неравномерной зубцовой зоной (с чередующимися
пазами)
рации, включая двойные клетки со сложными профилями поперечного сечения каждого из стержней или с чередующимися пазами (рис. 4.5).
Для обмотки из вставных стержней в большинстве случаев используют медь, в двухклеточных роторах для рабочей обмотки — медь, а для пусковой — латуни, имеющие большее сопротивление и теплоемкость, чем медь, что особенно важно в двигателях, предназначенных для работы с тяжелыми условиями пуска.
В некоторых сериях асинхронных двигателей, например АНЗ, короткозамкнутая обмотка роторов выполняется из алюминиевых стержней прямоугольного сечения, которые устанавливаются в открытые пазы ротора.
Демпферные и пусковые обмотки синхронных машин выполняют из медных или латунных стержней, размещенных в пазах на полюсных наконечниках. В демпферных обмотках генераторов стержни каждого полюса замыкаются между собой по торцам с помощью сегментов. Стержни пусковых обмоток синхронных двигателей имеют общие замыкающие кольца для всех стержней обмотки.
Содержание Предыдущий § Следующий
|