Содержание
< назад вперед >
§ 143. АППАРАТУРА
АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аппаратура
автоматического управления применяется в схемах пуска двигателей в ход,
регулирования скорости вращения, торможения и отключения двигателей. Кроме
того, эти аппараты обеспечивают определенную последовательноть работы других
аппаратов автоматической схемы. Из большого разнообразия реле, применяемых в
автоматических схемах, рассмотрим устройство и работу электромагнитных реле
(рис. 329).
На сердечнике
1 из мягкой стали расположена катушка 2, по которой проходит ток. Если реле
включено в схеме параллельно, то обмотка катушки реле выполняется из большого
числа витков тонкой проволоки.
Реле,
включаемое последовательно, имеет катушку, состоящую из малого числа витков
проволоки большого сечения. Против полюсов сердечника расположен якорь 3,
который может поворачиваться вокруг оси 4, На якоре располагаются мостики с
контактами К. Повороту якоря препятствует пружина 5. При прохождении тока по
виткам катушки создается магнитное поле, линии которого стремятся подтянуть
якорь к полюсам сердечника. Как только величина тока превысит определенное
установленное значение, якорь, преодолевая силу сопротивления пружины, притягивается
к сердечнику и контакты реле замыкаются.
Ток
срабатывания реле можно регулировать изменением натяжения пружины.
Электромагнитные реле применяются в качестве реле управления и защиты (реле
тока и напряжения).
Для
дистанционного и автоматического управления электродвигателями применяются
контакторы. В зависимости от рода тока контакторы бывают постоянного и
переменного тока.
Схема
контактора постоянного тока представлена на рис. 330. Силовая цепь, замыкаемая
контактором, проходит через контакты 1 и 2, укрепленные на изолирующем
основании 3, контакты самого контактора 4 и 5 к гибкую токоведущую связь 6.
Замыкание контактора осуществляется электромагнитом 7, обмотка которого
питается от вспомогательной цепи управления. При замыкании цепи управления
электромагнит притягивает якорь 8, который замыкает контакты контактора.
Контактор
удерживается во включенном положении до тех пор, пока замкнута цепь обмотки
электромагнита.
Контакторы
постоянного тока КП строятся с одним,
двумя и тремя главными кон тактами, работающими в цепях постоянного тока
напряжением 220, 440 и 660 е.
Номинальные токи,
на которые рассчитаны главные контакты, бывают от 20 до 250 а. Катушки
элетромагнитов контакторов КП рассчитаны на напряжения 48, ПО и 220 в.
Кроме главных
контактов, служащих для замыкания и размыкания силовых цепей, контакторы
снабжаются блок-контактами для цепей сигнализации и других целей.
Контакторы КП допускают до 240—1200
включений в час.
Схема
контактора переменного тока КТ показана на рис. 331. Включающие катушки
контакторов КТ изготовляются на напряжения 127, 220, 380 и 500 в при частоте
50 гц. Контакторы КТ допускают до 120 включений в час.
В
электрических цепях постоянного и переменного тока напряжением до 500 в
применяются автоматические воздушные выключатели или просто автоматы.
Назначение
автоматов заключается в размыкании электрических цепей при перегрузке или
коротких замыканиях.
В цепях
переменного тока применяются автоматы серии А-2000, в цепях постоянного тока —
автоматы — АВ-45-1. Отдельные типы автоматов отличаются один от другого
номинальным током. Автоматы бывают одно-, двух- и трехполюсные, с ручным и
дистанционным управлением. Общий вид автомата А-2050 показан на рис. 332.
|