Содержание
< назад вперед >
§ 106. УСТРОЙСТВО АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Асинхронный
двигатель имеет две основные части — статор и ротор. Статором называется неподвижная часть
машины. С внутренней стороны статора
сделаны пазы, куда укладывается трехфазная обмотка, питаемая
трехфазным током. Вращающаяся часть
машины называется ротором, в пазах
его также уложена обмотка. Статор и ротор
собираются из отдельных штампованных
листов электротехнической
стали толщиной 0,35—0,5 мм. Отдельные листы стали изолируются
один от другого слоем лака. Воздушный зазор между статором и ротором делается
возможно малым (0,3—0,35 мм в машинах малой мощности и I—1,5 мм в машинах большой мощности).
В
зависимости от конструкции ротора асинхронные двигатели бывают с
короткозамкнутым и с фазным роторами. Наибольшее распространение получили
двигатели с короткозамкнутым ротором, они просты по устройству и удобны в
эксплуатации,
Трехфазная обмотка статора
помещается в пазы и состоит из ряда катушек,
соединенных между собой. Каждая катушка сделана из одного или
нескольких витков, изолированных между собой и от стенок паза.
На рис. 247, а показана обмотка статора
асинхронного двигателя. У этой обмотки каждая катушка состоит из
двух проводников.
Обмотка,
состоящая из трех катушек, создает магнитное поле с двумя полюсами. За один
период трехфазного тока магнитное поле сделает один оборот. При частоте 50 гц это будет соответствовать 50
об/сек, или 3000 об/мин.
На рис.
247, б показана обмотка, у которой каждая сторона катушки состоит из двух
проводников.
Скорость
вращения магнитного поля четырехполюсного статора вдвое меньше скорости
вращения поля двухполюсного статора, т. е. 1500 об/мин (при 50 гц). Обмотка четырехполюсного
статора
с одним
проводником на полюс и фазу показана на рис. 247, в, а с двумя проводниками на
полюс и фазу — на рис. 247, г. Магнитное поле
шестиполюсного статора имеет втрое меньшую скорость, чем
двухполюсного, т.е. 1000 об/мин (при 50
гц). Обмотка шестиполюсного статора с одним проводником на полюс и фазу представлена
на рис. 247, д. Число всех
пазов на статоре равно утроенному произведению числа полюсов статора на число
пазов, приходящееся
на полюс и фазу.
Развернутая схема трехфазной
однослойной обмотки показана на рис.
2481 Шесть концов обмотки статора выводятся на щиток зажимов двигателя. .
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым
ротором (рис. 249) является
самым распространенным из электрических двигателей, применяемых
в промышленности. Устройство асинхронного двигателя следующее.
На неподвижной части
двигателя — статоре 1 (рис. 250) размещается трехфазная
обмотка 2, питаемая трехфазным током.
Начала трех фаз этой обмотки выводятся на общий щиток, укрепленный снаружи на
корпусе двигателя.
Собранный
сердечник статора укрепляют в чугунном корпусе 3 двигателя. Вращающуюся часть
двигателя — ротор 4 — собирают также из
отдельных листов стали. В пазы ротора закладывают медные стержни, которые с
двух сторон припаивают к медным кольцам 5.
Таким
образом, все стержни оказываются замкнутыми с двух сторон накоротко (рис. 251, а). Если представить себе
отдельно обмотку такого ротора, то она
по внешнему виду будет напоминать «беличье
колесо» (рис. 251, б). В настоящее время у всех двигателей мощностью до 100 кет «беличье
колесо» делается из алюминия путем заливки его под давлением в
пазы ротора (рис. 251, в). Вал 6 (см. рис.
250) вращается в подшипниках,
закрепленных в подшипниковых
щитах 7и 8.
Щиты при
помощи болтов крепятся к корпусу двигателя. На один конец вала ротора
насаживается шкив для передачи вращения рабочим машинам или станкам.
На рис. 252 представлен
разрез асинхронного двигателя с фазным ротором, а на рис. 253 этот двигатель
показан в разобранном виде. Устройство статора такого двигателя и его обмотка
не отличаются от устройства статора двигателя с
короткозамкнутым ротором. Различие между этими двигателями заключается в устройстве
ротора.
Фазный ротор имеет три фазные
обмотки, соединенные между собой
звездой (реже треугольником). Концы фазных обмоток ротора присоединяют к трем
медным кольцам, укрепленным на валу ротора и
изолированным как между собой, так
и от стального сердечника ротора, вследствие чего этот двигатель получил также название двигателя с контактными кольцами. Три кольца
жестко насажены на вал ротора (через
изоляционные прокладки). На кольца накладываются щетки, которые размещены в
щеткодержателях, укрепленных на одной из подшипниковых крышек.
Щетки,
скользящие по поверхности колец ротора, все время имеют с
ними хороший электрический
контакт и соединены, таким образом, с обмотками
ротора. Щетки соединены с трехфазным реостатом. На рис. 254 дана электрическая
схема асинхронного двигателя с фазным ротором.
|