Содержание
< назад вперед >
§ 87. АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ
Автотрансформатор (рис. 205) представляет
собой такой трансформатор, на сердечнике которого имеется только одна обмотка
на фазу. К различным точкам этой обмотки присоединены одновременно и первичная
и вторичная цепи. Автотрансформаторы бывают однофазные и трехфазные, понижающие
и повышающие. Магнитный поток автотрансформатора индуктирует электродвижущую
силу Е в обмотке. Если э. д. с. Е индуктируется в обмотке с
числом витков w1, то в одном витке э. д. с.
будет
Напряжение вторичной цепи U2, снимаемое с ш2 витков, будет
Как и у трансформатора,
отношение напряжений, равное отношению витков, называется коэффициентом трансформации автотрансформатора. По виткам общей части обмотки (A — В) протекает ток, равный
разности токов I2 и I1:
(приближенно
можно принять, что токи I1 и I2 находятся в противофазе).
Если
напряжения U1 и U2 автотрансформатора мало
отличаются друг от друга, то разность токов I2 и I1 также мала. Поэтому сечение
провода общей части витков может быть небольшим.
Мощность, подводимая из сети
к автотрансформатору, частично передается во вторичную цепь непосредственно
благодаря прямой электрической связи
между первичной и
вторичной цепями.
Остальная часть
мощности передается электромагнитным путем (т. е. магнитным
потоком), как и у обычного трансформатора. Мощность,
передаваемая во вторичную цепь,
где Sэ = U2I2 — мощность, поступающая во
вторичную цепь электрическим путем, а Sм = U2I12 — мощность, поступающая во
вторичную цепь магнитным путем.
Так как
магнитным путем во вторичную цепь передается только часть мощности, то сечение
сердечника автотрансформатора можно делать меньше, чем у обычного
трансформатора той же мощности. Преимуществом автотрансформатора перед обычным
трансформатором является меньший расход меди для выполнения обмотки, меньший
расход электротехнической стали для изготовления сердечников, меньший вес,
меньшая стоимость.
При коэффициенте
трансформации достоинства автотрансформатора исчезают
и становится выгодным
применение обычного трансформатора.
Поэтому обычно коэффициент трансформации автотрансформатора k = 1,25—2.
Недостатками
автотрансформатора являются большие токи короткого замыкания и
электрическая связь между первичной и вторичной цепями.
На рис. 206
дана схема повышающего автотрансформатора. В трехфазных сетях употребляются
трехфазные автотрансформаторы (рис. 207).
Автотрансформаторы
применяются для пуска мощных двигателей переменного тока, для
ступенчатого регулирования напряжения электрических
печей, а также в лабораторной практике для плавной регулировки выходного
(вторичного) напряжения.
Задачи для самовтвятельмсго
решения
1.
Однофазный трансформатор
включен в сеть 220 в. Первичная
обмотка трансформатора имеет 800
витков, вторичная — 46 витков. Определить коэффициент трансформации и
напряжение вторичной обмотки.
2.
Вторичная
обмотка трансформатора, указанного в предыдущей задаче, дает ток 8 а для ламп
накаливания. Определить ток, потребляемый трансформатором из сети, к. п. д. его
равен 90%.
3.
Катушка с
активным сопротивлением 3 ом и индуктивным сопротивлением 20 ом включена на
зажимы трансформатора при напряжении 24 е. Трансформатор включен в сеть 120 в;
к. п. д. трансформатора 92% . Определить ток, потребляемый трансформатором из
сети.
4. Вторичная обмотка трехфазного
трансформатора дает мощность 30 ква, к. п. д.
трансформатора 95% и питается от сети 3000 е. Определить
ток первичной обмотки.
5.
Обмотка понижающего
однофазного автотрансформатора имеет 800 витков и включена под напряжение 450 в. В каком
месте нужно сделать ответвление и для вторичной цепи, чтобы
понизить напряжение до 300 в?
6. Полезная мощность
автотрансформатора, указанного в предыдущей задаче, равна 2 квт; к. и. д. 93% . Определить
первичный ток и ток, протекающий в общей части витков.
7.
Автотрансформатор имеет к. п.
д. 96% и включен в сеть 120 в. Во вторичной цепи его при
безындукционной нагрузке протекает ток 8 а при напряжении 150 е.
Определить токи в первичной цепи и на общей части витков.
Контрольные вопросы
1.
Объясните
принцип работы трансформатора.
2.
Описать
устройство трансформатора.
3.
Для чего
нужны трансформаторы?
4.
Что
называется коэффициентом трансформации трансформатора и как его определить?
5.
Как делятся трансформаторы в
зависимости от конструкции магнитопровода (сердечника), от способа
охлаждения?
6.
Как
соединяются обмотки трехфазных трансформаторов?
7. Почему при увеличении
нагрузки трансформатора увеличивается ток первичной обмотки?
8.
Как
устроены, работают и для чего служат автотрансформаторы?
|