<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
Коммутация тока
§ 109. КОММУТАЦИЯ ТОКА
Коммутацией
тока называется процесс снятия тока с коллектора, связанный с переключением
секций из одной параллельной ветви в другую. Ток в коммутируемой секции
изменяет направление.
При вращении якоря машины
коллекторные пластины поочередно приходят в соприкосновение со щетками, так
что в определенные промежутки времени секция или несколько секций замыкаются
щеткой. Поскольку переходное сопротивление между щеткой и коллекторной
пластиной сравнительно мало, то замыкание
секций щеткой близко к их короткому замыканию.
На рис. 140, а показана
секция простой параллельной обмотки. В этой секции протекает ток одной
параллельной ветви:
где
Iя — ток нагрузки,
2а — число параллельных
ветвей обмотки.
При вращении якоря его
обмотка и коллектор перемещаются относительно неподвижной щетки справа налево.
В некоторый момент, соответствующий началу коммутации, щетка соприкасается с
коллекторной пластиной 1, соединенной с двумя проводами обмотки, в каждом из
которых протекает ток одной параллельно ветви
iя.
Таким образом, через
коллекторную пластину и щетку протекает ток, равный сумме токов двух
параллельных ветвей 2iя. В выделенной
нами секции ток равен току одной параллельной ветви и в данный момент направлен
против часовой стрелки.
В дальнейшем при вращении
якоря щетка будет соприкасаться с коллекторными пластинами 1 и 2, замыкая
выделенную нам секцию (рис. 140, б). В определенный момент щетка полностью
перейдет на коллекторную пластину 2, и ток в выделенной нам секции изменит
направление на обратное (рис. 140, в), т. е. секции переключается из одной
параллельной ветви в другую. Время переключения секции, называемое периодом
коммутации, мало и а это время в секции происходит изменение тока от +iя до —iя.
При изменении тока в секции
создается э. д. с. самоиндукции которая может достигать сравнительно больших
значений.
Кроме того, поскольку процесс
коммутации происходит одновременно в нескольких секциях под всеми щетками, то в
каждой секции создаются э. д. с. взаимоиндукции.
Э. д. с. самоиндукции и
взаимоиндукции, называемые реактивными э. д. с, препятствуя изменениям тока,
вызывают неравномерное распределение плотности тока под щеткой, что является причиной
образования искрения, которое особенно интенсивно в момент размыкания щеткой
секции обмотки.
Чрезмерная плотность тока при
наличии разности потенциалов между щеткой и коллектором вызывает возникновение
дугового разряда, который ионизирует тончайшие слои воздуха, находящегося между
щеткой и коллектором, и способствует развитию дуги. Дуга может перейти к щетке
другой полярности, образовав круговой огонь на коллекторе, и это приведет к
повреждению послед него.
Искрение щеток может быть
также вызвано рядом других причин, как-то: неровностью поверхности коллектора,
биением щеток загрязненностью поверхности коллектора, наличием влаги на не и
т.д.
Даже незначительное искрение
щеток является нежелательный так как увеличивается износ щеток и коллектора и
повышаете нагрев последнего за счет увеличения переходного сопротивления между
щеткой и коллектором.
Наиболее эффективным способом
улучшения коммутации является компенсация реактивных э. д. с. Для этого в зоне
коммутации, в которой находятся . активные стороны коммутируемы: секций,
необходимо создать такое внешнее магнитное поле, при ко тором индуктируемая в
секциях э.д. с. вращения еv„ будет
равен; и противоположна реактивной э.д.с. еr, т.е. еv =
—еr. Для создания такого внешнего магнитного поля
устанавливают дополнительны полюсы
Nк и
Sк, размещая их между главными полюсами.
На рис. 141 показана схема
генератора, якорь которого вращается каким-либо двигателем в направлении,
показанном стрелкой. В обмотке якоря индуктируется э. д.с, и при нагрузке
протекает ток. Направление э. д. с. и тока в проводниках обмотки показано на
схеме, на которой выделены проводники 1 п 2 коммутируемой секции. Реактивная
э. д. с. er препятствуя
изменениям тока коммутируемой секции, будет направлена в проводниках 1 и 2
встречно изменениям тока, как
показано на схеме. Для компенсации реактивной э, д. с. в проводниках 1 и 2
нужно создать э, д. с. вращения еv =
еr, для чего и установлены дополнительные полюсы
Nк
и
Sk
Таким образом, полярность
дополнительного полюса в генераторе должна соответствовать полярности
следующего за ним в направлении вращения якоря главного полюса. В двигателе
полярность дополнительного полюса должна соответствовать полярности
предыдущего по направлению вращения якоря главного полюса.
Обмотку возбуждения
дополнительных полюсов соединяют последовательно
с обмоткой якоря для того,
чтобы реактивная э. д. с. была компенсирована при любой нагрузке машины. Для
этой же цели магнитная цепь дополнительных полюсов ненасыщена, т. е. между
сердечником якоря и
дополнительным полюсом создан сравнительно большой воздушный промежуток. Так как реактивная э.
д. с. пропорциональна току в якоре, то она компенсируется при любой нагрузке
машины в том случае, если э. д. с. вращения также пропорциональна
току ( нагрузки. Поэтому магнитное поле в зоне коммутации должно изменяться
пропорционально току якоря.
<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
|