<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
Синхронные двигатели
§ 103. СИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Синхронный двигатель не имеет
принципиальных конструктивных отличий от синхронного генератора. Так же как и
в генераторе, на статоре синхронного двигателя помещается трехфазная обмотка,
при включении которой в сеть трехфазного переменного тока будет создано
вращающееся магнитное поле, число оборотов в минуту которого
На роторе двигателя помещена
обмотка возбуждения, включаемая в сеть источника постоянного тока. Ток
возбуждения создает магнитный поток полюсов. Вращающееся магнитное поле, полученное
токами обмотки статора, увлекает за собой полюса ротора. При этом ротор может
вращаться только с синхронной скоростью, т. е. со скоростью, равной скорости
вращения поля статора. Таким образом, скорость синхронного двигателя строго
постоянна, если неизменна частота тока питающей сети.
Основным достоинством
синхронных двигателей является возможность их работы с потреблением
опережающего тока, т. е. двигатель может представлять собой емкостную нагрузку
для сети. Такой двигатель повышает соз
j всего предприятия, компенсируя реактивную мощность
других приемников энергии.
Так же как и в генераторах, в
синхронных двигателях изменение реактивной мощности, т. е. изменение соs
j, достигается регулированием тока возбуждения. При
некотором токе возбуждения, соответствующем нормальному возбуждению, соsj=1. Уменьшение тока возбуждения вызывает появление
отстающего (индуктивного) тока в статоре, а при увеличении тока возбуждения
(перевозбужденный двигатель) — опережающего (емкостного) тока в статоре.
Достоинством синхронных
двигателей является также меньшая, чем у асинхронных, чувствительность к
изменению напряжения питающей сети. У синхронных двигателей вращающий момент
пропорционален напряжению сети в первой степени, тогда как у асинхронных—
квадрату напряжения.
Вращающий момент синхронного
двигателя создается в результате взаимодействия магнитного поля статора с
магнитным полем полюсов. От напряжения питающей сети зависит только магнитный
Поток поля статора.
Синхронные двигатели
выполняют преимущественно с явно Сраженными полюсами, и работают они в
нормальном режиме при опережающем соs
j=0,8. Возбуждение
синхронные двигатели получают
либо от возбудителя, либо от сети переменного тока через полупроводниковые
выпрямители.
Пуск в ход синхронного
двигателя непосредственным включением его в сеть невозможен, так как при
включении обмотки статора в сеть создается вращающееся магнитное поле, а ротор
в момент включения неподвижен, и следовательно, взаимодействия магнитных полей
статора и ротора нет, т. е. двигатель
не развивает вращающего момента.
Поэтому для пуска в ход двигателя необходимо предварительно увеличить число
оборотов ротора его до синхронной
скорости или близкой к ней.
В настоящее время
исключительное применение имеет так называемый асинхронный пуск синхронных
двигателей, сущность которого заключается в следующем. В полюсных наконечниках
ротора синхронного двигателя укладывается пусковая обмотка, выполненная в
виде беличьего колеса, наподобие короткозамкнутой обмотки ротора асинхронной
машины.
Обмотка статора двигателя
включается в трехфазную сеть, и пуск его производится так же, как и пуск
асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
После того как двигатель
разовьет скорость, близкую к синхронной (примерно 95%), обмотка возбуждения
включается в сеть постоянного тока и двигатель входит в синхронизм, т. е.
скорость ротора увеличивается до синхронной.
При пуске в ход двигателя
обмотка возбуждения замыкается на сопротивление, примерно в 10—12 раз большее
сопротивления самой обмотки. Нельзя обмотку возбуждения при пуске в ход оставить
разомкнутой или замкнуть накоротко. Если при пуске в ход обмотка возбуждения
окажется разомкнутой, то в ней будет индуктироваться очень большая э. д. с,
опасная как для изоляции обмотки, так и для обслуживающего персонала. Создание
э. д. с. большой величины объясняется тем, что при пуске в ход поле статора
вращается с большой скоростью относительно неподвижного ротора и с большой
скоростью пересекает проводники обмотки возбуждения, имеющей большое число
витков.
Если обмотку возбуждения
замкнуть накоротко при пуске в ход, то двигатель при пуске под нагрузкой может
развить скорость, близкую к половине синхронной, и войти в синхронизм не сможет.
Работа синхронной машины с
потреблением из сети опережающего тока дает возможность использовать ее в
качестве компенсатора. Как выше было отмечено, синхронный двигатель для сети
может являться конденсатором и повышать соs
j всей энергоустановки, компенсируя реактивную
мощность других приемников энергии.
Повышение соs
j снижает потребление реактивной мощности
электроустановок предприятия и уменьшает стоимость электроэнергии.
Компенсатором является
синхронный двигатель, работающий без нагрузки и предназначенный для повышения
соs
j предприятия. Таким
образом, компенсатор является генератором реактивной мощности.
Конструктивно компенсатор
отличается от синхронного двигателя незначительно. Компенсатор не несет
механической нагрузки, поэтому его вал и ротор легче, а воздушный зазор меньше,
чем у двигателя.
Основным недостатком
синхронных двигателей является потребность в источнике как переменного, так и
постоянного тока.
Потребность в источнике
постоянного тока для питания обмотки возбуждения синхронного двигателя делает
его крайне неэкономичным при небольших мощностях. Поэтому при малых мощностях
синхронные двигатели с возбуждением
постоянным током не находят применения.
При малых мощностях в случае
необходимости получения постоянства скорости вращения (в устройствах
автоматики, телемеханики, звукового кино и т. и.) широко используют реактивные
синхронные двигатели.
Ротор реактивного синхронного
двигателя имеет явно выраженные полюса. При очень малых мощностях ротор делают
цилиндрическим из алюминия, в который при отливке закладываются стержни из
мягкой стали, выполняющие функцию явно выраженных полюсов (рис. 132).
Цилиндрическая форма ротора упрощает его обработку и балансировку, а также
снижает потери на трение о воздух при работе машины, что существенно для
двигателей очень малых мощностей.
В реактивных
синхронных двигателях вращающий момент создается в результате
стремления ротора ориентироваться в магнитном поле таким образом, чтобы
магнитное сопротивление для этого поля было наименьшим. Поэтому ротор будет
всегда занимать такое положение в пространстве, при котором магнитные линии
вращающегося магнитного поля статора замкнутся через сталь ротора, так что он
будет вращаться вместе с магнитным полем статора.
Наряду с трехфазным широко
используют и однофазные реактивные двигатели.
Контрольные вопросы
1.
Поясните принцип работы синхронного генератора.
2.
Каково устройство генератора с явно и неявно
выраженными полюсами?
3.
Объясните внешние и регулировочные характеристики синхронного
генератора.
4.
Какие условия необходимо выполнить для включения синхронного генератора в сеть?
5. Объясните
принцип работы синхронного двигателя.
6. В
чем состоит принцип работы реактивного двигателя?
<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
|