<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
Устройство асинхронного двигателя
§ 91. УСТРОЙСТВО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Схема устройства асинхронного
двигателя показана на рис. 111.
Сердечник статора набирается
из стальных пластин толщиной 0,35 или 0,5 мм. Пластины штампуют со впадинами
(пазами), изолируют лаком, окалиной или тонкой бумагой для уменьшения потерь
на вихревые токи, собирают в отдельные пакеты и крепят в станине двигателя. К
станине прикрепляют также боковые щиты с помещенными на них подшипниками, на
которые опирается вал ротора. Станину устанавливают на фундаменте.
В продольные пазы статора
укладывают проводники его обмотки, которые соответствующим образом соединяют
между собой, образуя трехфазную систему. На щитке машины имеется шесть зажимов,
к которым присоединяются начала и концы обмоток каждой фазы. Для подключения
обмоток статора к трехфазной сети они могут быть соединены звездой или
треугольником, что дает возможность включать двигатель в сеть с двумя
различными линейными напряжениями. Например, двигатель может работать от сети с напряжением 220 и 127 в или 380 и 220
в. На щитке машины указаны оба
напряжения сети, на которые рассчитан двигатель, т. е. 220/127 в или 380/220 в.
Для более низких напряжений,
указанных на щитке, обмотки статора
соединяются в треугольник, для более высоких — в звезду.
Для соединения обмоток
статора треугольником на щитке машины верхние зажимы соединяют перемычками с
нижними (рис. 112), а каждую пару соединенных вместе зажимов подключают к
линейным проводам трехфазной сети. Для соединения звездой три нижних зажима на
щитке соединяют перемычками в общую точку, а верхние подключают к линейным
проводам трехфазной сети.
Сердечник ротора также
набирают из стальных пластин толщиной 0,5 мм, изолированных лаком или тонкой бумагой
для уменьшения потерь на вихревые токи. Пластины штампуют с впадинами и
собирают в пакеты, которые крепят на валу машины, образуя цилиндр с продольными
пазами. В пазах укладывают проводники обмотки ротора. В зависимости от типа
обмотки асинхронные машины могут быть с фазным и короткозамкнутым роторами.
Фазная обмотка ротора выполнена подобно статорной, т. е. проводники
соответствующим образом соединены между собой, образуя трехфазную систему.
Обмотки трех фаз соединены звездой. Начала этих обмоток подключены к трем
контактным медным
кольцам, укрепленным на валу
ротора. Кольца изолированы друг от друга и от вала и вращаются вместе с
ротором. При вращении колец поверхности их скользят по угольным или медным
щеткам, неподвижно укрепленным над кольцами. Обмотка ротора может быть замкнута
на какое-либо сопротивление или накоротко при помощи указанных выше щеток.
Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется по типу беличьего колеса (рис.
113). В пазах ротора укладывают массивные стержни,
соединенные на торцовых сторонах медными кольцами. Часто короткозамкнутую
обмотку ротора изготовляют из алюминия. Алюминий в горячем состоянии заливают в
пазы ротора под давлением. Такая обмотка всегда замкнута накоротко и включение
сопротивлений в нее невозможно. Двигатели
с короткозамкнутым ротором
проще и надежнее в эксплуатации, значительно
дешевле, чем двигатели с фазным ротором. Однако двигатели с фазным ротором, как
мы увидим ниже, обладают лучшими
пусковыми и регулировочными свойствами.
В настоящее время асинхронные
двигатели выполняют преимущественно с короткозамкнутым ротором и лишь при
больших мощностях и в специальных случаях
используют фазную обмотку
ротора.
В СССР производят асинхронные
двигатели мощностью от нескольким
десятков ватт до 15 000 кет при напряжениях обмотки статора до 6 кв.
Между статором и ротором
имеется воздушный зазор, величина которого оказывает существенное влияние на
рабочие свойства двигателя.
Наряду с важными
положительны-; ми качествами — простотой конструкции и обслуживания,
малой стоимостью — асинхронный
двигатель имеет и некоторые недостатки, из которых наиболее существенным
является относительно низкий коэффициент мощности (соs
j). У асинхронного двигателя соs
j при полной нагрузке может достигать значений
0,85—0,9; при недогрузках двигателя его соs
j резко уменьшается и при
холостом ходе составляет 0,2—0,3.
Низкий коэффициент мощности
асинхронного двигателя объясняется большим потреблением реактивной мощности,
которая необходима для возбуждения магнитного поля. Магнитный поток в
асинхронном двигателе встречает на своем пути воздушный зазор между статором и
ротором, который в большой степени увеличивает магнитное сопротивление, а
следовательно, и потребляемую двигателем реактивную мощность.
В целях повышения
коэффициента мощности асинхронных двигателей воздушный зазор стремятся делать
возможно меньшим, доводя его у малых двигателей (порядка 2—5 квт) до 0,3 мм. В двигателях большой
мощности воздушный зазор приходится увеличивать по конструктивным соображениям,
но все же он не превышает 2—2,5 мм.
<< Предыдущая |
Содержание |
Следующая >>
|