Общее понятие привода
Привод, энергосиловое устройство, приводящее в движение машину или механизм. П. состоит
обычно из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры управления. Источником энергии
служит двигатель (тепловой,
электрический, пневматический, гидравлический и др.) или устройство,
отдающее заранее накопленную механическую энергию (пружинный, инерционный, гиревой механизм и др.). В
некоторых случаях П. осуществляется за счёт мускульной силы (например, в ручных лебёдках, в некоторых
счётных, бытовых и др. механизмах и машинах — арифмометрах, швейных машинах, велосипедах).
По характеру распределения энергии различают групповой, индивидуальный и многодвигательный
П. В групповом П. движение от одного двигателя передаётся группе рабочих машин или механизмов через
одну или несколько трансмиссий. Вследствие технического несовершенства групповой П. почти полностью вытеснен
индивидуальным П., в котором каждая рабочая машина имеет собственный двигатель с передачей. Такой П. позволяет
работать при наиболее выгодной частоте вращения, производить быстрый пуск
машины и торможение, осуществлять реверсирование. В многодвигательном П.
отдельные рабочие органы машины приводятся в движение самостоятельным двигателем через свою систему
передач. Такой П. позволяет получать компактную конструкцию машины, применять автоматическое управление;
он используется в сложных металлорежущих станках, прокатных станах, подъёмно-транспортных машинах и др.
По назначению П. машин разделяют на стационарный, т. е. установленный неподвижно на раме или фундаменте;
передвижной, используемый на движущихся рабочих машинах; транспортный, применяемый для различных транспортных
средств. В качестве стационарного П. наиболее распространён электропривод, в котором источником механической
энергии является электродвигатель; на передвижных рабочих и транспортных машинах используются главным образом
тепловые двигатели с непосредственной механической или электрической передачей. В производстве применяются также
гидропривод машин и пневматический П., в котором энергия вырабатываемого компрессором сжатого воздуха преобразуется
в механическую энергию пневмодвигателями.
Развитие различных систем П. связано с созданием и совершенствованием двигателей. Уже первые паровые машины
(Дж. Уатта, И. И. Ползунова и др.) потребовали применения передач и механизмов управления, которые в комплексе
с паровым двигателем позволили получить экономичный, постоянно действующий источник механической энергии, не
зависящий от природных условий. В процессе дальнейшего развития П. были созданы паровые и гидравлические
турбины и двигатели внутреннего сгорания. С конца 19 — начала 20 вв. эти двигатели, объединённые с
системами механических передач, стали основным типом П. транспортных и рабочих машин — автомобилей,
самолётов, тракторов, экскаваторов и др. В начале 20 в. в П. машин производственного назначения широкое
применение получили двигатели электрические (сначала постоянного
тока, а затем трёхфазные асинхронные двигатели, имеющие высокий кпд, надёжные в эксплуатации, экономичные).
Переход к обслуживанию машин (особенно станков, кузнечно-прессового и др. оборудования) индивидуальным и
многодвигательным П. дал возможность располагать рабочие машины в необходимой последовательности и подготовить
условия для развития в промышленности массового производства. Объединение электропривода с машиной-орудием позволило
создать станки-автоматы, а затем автоматические системы машин (см. Автоматическая линия) и перейти к управлению
производством с помощью средств вычислительной техники. Электропривод получил также широкое применение в
коммунальном и бытовом обслуживании (швейные, стиральные, кухонные машины, электробритвы и т.д.). В П. транспортных
машин ведущая роль сохраняется за двигателями внутреннего сгорания (в автомобилях, тепловозах, теплоходах), газовыми
турбинами (в самолётах, газотурбовозах), ядерными силовыми установками (на подводных лодках, ледоколах,
военных кораблях). В начале 70-х гг. 20 в. около 80% суммарной мощности всех существующих двигателей приходилось на
долю транспортных. Для обеспечения сложных по режиму условий работы используются комбинированные П., например паровые
турбины устанавливаются совместно с тепловыми двигателями или газовыми турбинами, гидропривод комбинируется с
электроприводом и т.д. (гидроэлектропривод, газотурбогидропривод и др.). Мощность П. определяется возможностями
примененного в нём двигателя. Диапазон мощностей П. современных машин очень широк: от десятков Мвт (П. гребных
винтов, мощных насосов, вентиляторов аэрогидродинамических труб) до долей вт (микропривод электрических часов).
Использование передаточных механизмов в П. машин обусловлено рядом конструктивно-эксплуатационных факторов: по
условиям компоновки, габаритов, техники безопасности двигатель не всегда можно непосредственно соединить с
исполнительным механизмом; требуемые скорости машины обычно не совпадают с оптимальной частотой вращения
двигателя; в большинстве технологических и транспортных машин необходимо обеспечить регулирование скоростей и
возможность работы с большими моментами при малых скоростях (регулирование же скорости двигателя не всегда
возможно и экономично); двигатели предназначены главным образом для равномерного вращательного движения, а
рабочие органы машин осуществляют часто поступательное, винтовое и др. виды движений, а также движение с
заданным законом изменения скоростей и т.д. В П. машин передачи выполняют с постоянным или регулируемым
передаточным отношением. Наиболее часто в П. используются: механизмы, сохраняющие постоянное передаточное
отношение, — редукторы и мультипликаторы (соответственно понижающие и повышающие частоту вращения); коробки
передач (скоростей), позволяющие ступенчато изменять частоту вращения; вариаторы, обеспечивающие бесступенчатое
регулирование числа оборотов и оптимальный скоростной режим; различные открытые передачи (ремённые, цепные,
зубчатые и др.). П. механизмов дистанционного управления и контроля (в автомобилях, тракторах, мотоциклах)
осуществляется с помощью гибких валов. Кроме механических передач, в П. машин используются электрические,
гидравлические и др. передачи. Применяется также т. н. встроенный привод, целиком смонтированный в рабочем
органе машины (электробарабаны ленточных конвейеров и грузоподъёмных машин, приводные ролики роликовых
конвейеров, мотор-колёса мощных автомобилей).
Аппаратура управления П. служит для пуска,
остановки, изменения направления вращения, регулирования скорости, торможения,
защиты двигателей и механизмов машин от
перегрузок и повреждений, блокировки отдельных механизмов и т.д.
Системы управления П. могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. При ручной системе все
операции управления осуществляются аппаратами, непосредственно воздействующими на силовую цепь двигателя
(рубильники, контроллеры, реостаты и др.) или
на систему его питания, зажигания и т.д. При полуавтоматическом управлении непосредственное воздействие
оказывается на специальные командоаппараты (кнопки, педали, командо-контроллеры, путевые и конечные
выключатели и др.). Контакты командоаппаратов включены в маломощные вспомогательные цепи реле и
контакторов, которые, в свою очередь, переключают силовые цепи двигателей без непосредственного участия
человека. При автоматическом управлении начальный импульс для включения П. посылается механическим или
электрическим реле или иными аппаратами (датчиками). В дальнейшем автоматическая работа системы поддерживается
и контролируется электрическими, механическими, гидравлическими или др. аппаратами (регуляторами,
распределителями, фото- и термоэлементами, логическими, программными, телевизионными устройствами и т.д.).
Автоматизация управления П. позволяет осуществлять регулирование скорости при заданной программе в функции пути,
времени или нагрузки, регулирование ускорения и замедления, перераспределение нагрузки между П., точную остановку
или реверс всех или отдельных П., защиту от перегрузки, разноса, неправильного начального положения и т.п.
Применение автоматизации (даже частичной) увеличивает надёжность и точность работы П., повышает производительность
машин в целом, позволяет управлять П. на расстоянии. В ряде случаев автоматизация П. диктуется условиями
безопасности труда (нежелательностью пребывания людей в токсичной или пыльной среде, при работе с радиоактивными
материалами и т.п.). Автоматизация управления П. даёт возможность перейти от индивидуального управления рабочими
машинами к автоматическому управлению производственными агрегатами участками,
цехами (см. Автоматизация производства).
|