Разработка и производство сервоприводов, бесколлекторных и вентильных двигателей, движитель (трастер) для телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА, ROV)
Бесколлекторные (brushless англ.) электродвигатели пришли в моделизм сравнительно недавно, в последние
5-7 лет. В отличие от коллекторных моторов они питаются трехфазным переменным током. Бесколлекторные двигатели эффективно
работают в более широком диапазоне оборотов и имеют более высокий КПД. Конструкция двигателя при этом проще, в ней
нет щеточного узла, и нет необходимости в техническом обслуживании. Можно сказать, что бесколлекторные моторы практически
не изнашиваются. Стоимость бесколлекторных двигателей несколько выше, чем коллекторных. Это вызвано тем, что все
бесколлекторные моторы снабжены подшипникам и, как правило, изготовлены более качественно. Хотя, разрыв в ценах между
хорошим коллекторным мотором и бесколлекторным двигателем аналогичного класса не столь уж велик.
По конструкции бесколлекторные моторы делятся на две группы: inrunner (произносится как "инраннер") и
outrunner (произносится как "аутраннер"). Двигатели первой группы имеют расположенные по внутренней
поверхности корпуса обмотки, и вращающийся внутри магнитный ротор. Двигатели второй группы - "аутраннеры",
имеют неподвижные обмотки, внутри двигателя, вокруг которых вращается корпус с помещенными на его внутреннюю стенку
постоянными магнитами. Количество полюсов магнитов, используемых в бесколлекторных двигателях, может быть разным.
По количеству полюсов можно судить о крутящем моменте и оборотах и двигателя. Моторы с двухполюсными роторами имеют
наибольшую скорость вращения при наименьшем крутящем моменте. Эти моторы по конструкции могут быть только
"инраннерами". Такие двигатели часто продаются уже с закрепленными на них планетарными редукторами, так
как их обороты слишком велики для прямого вращения пропеллера. Иногда такие моторы используют и без редуктора -
например, ставят на гоночные авиамодели. Моторы с большим количеством полюсов имеют меньшую скорость вращения, но
зато больший крутящий момент. Такие моторы позволяют использовать пропеллеры большого диаметра, без необходимости
применять редукторы. Вообще, пропеллеры большого диаметра и небольшого шага, при относительно низкой частоте вращения
обеспечивают большую тягу, но сообщают модели небольшую скорость, в то время как маленькие по диаметру пропеллеры с
большим шагом на высоких оборотах обеспечивают высокую скорость, при сравнительно небольшой тяге. Таким образом,
многополюсные моторы идеально подходят для моделей, которым нужна высокая тяговооруженность, а двухполюсные без
редуктора - для скоростных моделей. Для более точного подбора двигателя и пропеллера к определенной модели, можно
воспользоваться специальной программой MotoCalc.
Так как бесколлекторные моторы питаются переменным током, для работы им необходим специальный контроллер (регулятор),
преобразующий постоянный ток от батарей в переменный. Регуляторы для бесколлекторных двигателей представляют собой
программируемое устройство, позволяющее контролировать все жизненно важные параметры двигателя. Они позволяют не
только менять обороты и направление работы мотора, но и обеспечивать в зависимости от необходимости плавный или
резкий старт, ограничение по максимальному току, функцию "тормоза" и ряд других тонких настроек двигателя
под нужды моделиста. Для программирования регулятора используются устройства для подключению его к компьютеру, либо
в полевых условиях это можно делать с помощью передатчика и специальной перемычки.
Производителей бесколлекторных моторов и регуляторов к ним очень много. Конструктивно и по размерам бесколлекторные
двигатели тоже сильно различаются. Более того, самостоятельное изготовление бесколлекторных двигателей на основе
деталей от CD-приводов и других промышленных бесколлекторных моторов стало весьма распространенным явлением в
последнее время. Возможно, именно по этой причине у бесколлекторных двигателей сегодня нет даже такой приблизительной
общей классификации как у коллекторных собратьев. Подведем краткий итог. На сегодняшний день, коллекторные двигатели
в основном используют на недорогих хоббийных моделях, или спортивных моделях начального уровня. Эти двигатели не
дороги, просты в эксплуатации, и по-прежнему составляют самый массовый вид модельных электромоторов. Им на смену
идут бесколлекторные моторы. Единственным сдерживающим фактором пока остается их цена. Вместе с регулятором
бесколлекторный мотор стоит на 30-70% дороже. Однако, цены на электронику и моторы падают, и постепенное вытеснение
из моделизма коллекторных электромоторов - лишь вопрос времени.