назад | оглавление | вперед
3.3. Гистерезисный двигатель
Гистерезисным двигателем называется синхронный двигатель, в котором вращающий момент создается за счет явления гистерезиса при перемагничивания ферромагнитного материала ротора. Статор гистерезисного двигателя подобен статору обычной машины переменного тока. Ротор представляет собой стальной цилиндр из ферромагнитного магнитотвердого материала (имеющего широкую петлю гистерезиса) без обмотки. С целью удешевления ротор делают сборным: кольцо из ферромагнитного материала и немагнитная или магнитомягкая втулка (рис.3.13.а).
Рис. 3.13. Устройство гистерезисного двигателя (а) и схема, иллюстрирующая возникновение гистерезисного момента (б)
В гистерезисном двигателе ротор, вращающийся с синхронной скоростью, представляет собой постоянный магнит. Ось магнита из-за явления гистерезиса отстает от оси вращающегося магнитного поля на угол θг гистерезисного сдвига, вследствие чего возникает тангенциальная составляющая fг сил взаимодействия между полюсами ротора и потоком статора (рис. 3.13б). Величина силы fг и создаваемый ею момент не зависят от скорости вращения, а определяются шириной петли гистерезиса ферромагнитного материала.
Рис.3.14. Зависимость моментов гистерезисного двигателя от скольжения
Если нагрузочный момент больше Мг (рис.3.14), то двигатель перейдет в асинхронный режим работы, т.е. появится дополнительный асинхронный момент Ма. Асинхронный момент Ма есть результат взаимодействия вращающегося магнитного поля с вихревыми токами, которые индуктируются этим полем в сердечнике ротора. Т к. ротор имеет большое активное сопротивление, то характеристика Ма=f(s) практически линейна и асинхронный гистерезисный момент максимален при s=1.
;
, |
(3.3.1)
(3.3.2)
(3.3.3) |
где
П2Н - потери на перемагничивание ротора при неподвижном роторе;
Пвихр.Н - потери на вихревые токи при неподвижном роторе;
Гистерезисные двигатели могут работать как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Однако, в асинхронном режиме КПД двигателя резко уменьшается:
П=Пг+Пвихр=sП2Н+s2Пвихр.Н . |
(3.3.4) |
Достоинства гистерезисного двигателя: простота, надежность, плавность входа в синхронизм, бесшумность, малый пусковой ток, сравнительно высокий КПД (до 60%).
Недостатки: дороговизна, склонность к качаниям при резких изменениях нагрузки.
Мощность до 2000 Вт, частота f=50, 400 и 500 Гц.
назад | оглавление | вперед
|